Что такое костюм? как выглядят театральный, национальный, а также мужской, женский костюмы? интересные факты.

Что такое костюм? как выглядят театральный, национальный, а также мужской, женский костюмы? интересные факты.

Чего мы не знали об одежде: 16 удивительных фактов (16 фото)

Полиция Южной Кореи патрулирует улицы в поисках девушек в слишком открытой одежде – за ношение мини-юбок полагается штраф или даже арест.

Если в наше время мужчины не всегда помнят, с кем они провели ночь на прошлой неделе, то в викторианскую эпоху молодые люди прикалывали к шляпам лобковые волосы своих возлюбленных.

Съемные мужские воротнички, популярные в викторианскую эпоху, были настолько жесткими, что известны случаи удушья среди джентльменов, носивших такой аксессуар – за это их стали называть «отцеубийцами».

Вышивка в виде крокодила фирмы Lacoste считается первым в мире фирменным логотипом. Он был придуман Рене Лакостом в 1933 году, который затем запустил производство рубашек с этим логотипом.

Наполеон велел нашивать латунные кнопки на рукава униформы солдат, чтобы они не могли вытирать свои носы. А солдат, выигравших боевые сражения, Наполеон награждал дорогим парфюмом.

Официально солдаты российской армии стали носить носки только в 2007 году – до этого они использовали портянки – кусок ткани, обёрнутый вокруг ног.

Для привлечения клиентов проститутки в Древней Греции носили обувь, которая при ходьбе оставляла на песке надпись «следуй за мной».

Когда студент школы в штате Мичиган был отстранен от занятий за ношение майки с изображением логотипа метал-группы Korn, участники коллектива выслали целую коробку таких футболок, чтобы парень раздал их всем своим друзьям. Удивительно, но полиция также принимала участие в раздаче этих футболок.

В Европе белый цвет традиционно считался цветом траура – все изменилось благодаря свадьбе королевы Виктории, которая была на церемонии в белом платье.

По данным Американской психологической ассоциации, люди охотнее дают денег тому, чей стиль одежды напоминает их собственный.

В средневековой Европе социальный уровень человека и его профессию определяли по цвету одежды. Дворяне должны были носить одежду красного цвета, крестьяне и простой народ – одежду в коричневых и серых цветах, а купцы, банкиры и мелкая аристократия носили одежду зеленого цвета.

Луи Реар, создатель бикини, назвал своё изобретение в честь острова Бикини, где американские военные проводили ядерные испытания. Реар надеялся, что его купальник произведет такой же «взрыв» в обществе, как атомная бомба.

Джули Ньюмар, одна из самых популярных актрис, сыгравших Женщину-кошку, в 1975 году впервые запатентовала колготки со специальными эластичными вставками, делающими живот более плоским. Это изобретение можно считать предшественником утягивающих колготок известного бренда Spanx.

Писатель Марк Твен считается изобретателем первого застёгивающегося ремешка для бюстгальтера. Перед тем, как запатентовать своё изобретение, он описал его следующим образом: «Преимущества эластичного ремешка настолько очевидны, что вообще не нуждаются в разъяснениях».

Слово «джинсы» произошло от названия ткани, которую производили в Европе. Материал «джин» был назван в честь моряков из итальянского города Генуи, которые носили одежду из этой ткани.

По данным психологических исследований, в одежде из узорчатой ткани люди кажутся полнее потому, что человеческий глаз начинает дольше скользить между линиями узоров.

Что такое костюм?

Одежда — важнейшая составляющая современной жизни. Уже многие и многие поколения людей не могут представить тех времён, когда абсолютно нагой человек в обществе являлся нормой. Костюм в жизни человека играет важную роль, не только защищая его от внешней среды, но и делая уверенным в себе, подчёркивая индивидуальность и собственный стиль.

Раскрытие понятия «костюм». Как он выглядит?

«Костюм» — понятие довольно обширное. Дело в том, что в самом широком смысле оно обозначает всю совокупность одежды, существующей в тот или иной период времени. К примеру, описывая историю становления и развития одежды, часто пишут «история костюма». В более узком смысле под ним понимают отличительный стиль одежды, присущий разным людям по региональному или национальному признаку, по социальному положению, по образу жизни и вкусу.

В широкое понятие «костюма» входит полный образ человека, то есть не только сами предметы одежды на нём, но и причёска, макияж, аксессуары (шляпы, украшения, сумки, перчатки и т. п.). Узкое же понимание обыденно и привычно нам, ведь в таком случае это незаменимый элемент делового стиля одежды: брючный костюм, тройка или четвёрка.

Какие бывают костюмы?

Костюм — это не только способ выразить себя, но и примерить новую роль, несвойственную в обычной жизни. В этом случае их называют маскарадными, театральными или актёрскими.

Маскарадные

Наряды для маскарадов широко используются как среди взрослых, так и среди детей. Традиции переодевания берут начало ещё в глубоком Средневековье, именно тогда в Европе проходили первые балы маскарады. Сейчас многие детские праздники проходят с обязательным условием наличия маскарадного костюма.

Они могут быть абсолютно разными и состоять как только из маски, так и их полного комплекта одежды. Выбор такого наряда — дело творческое, потому что можно перевоплотиться в любого сказочного или мультипликационного героя, исторического персонажа или ныне живущую личность.

Театральные

Образ персонажа создаётся актёром при помощи как внешнего сходства, так и качеств характера и темперамента. Одежда на актёре в театре или в кино — это часть театрального костюма, который дополняется также гримом, причёской, аксессуарами и манерами поведения.

Идеальный вариант для праздника или романтического свидания — нарядный костюм. Под ним могут пониматься любые предметы гардероба, которые люди не носят на повседневной основе. Его особенность в том, что у каждого человека есть своё собственное понимание того, является ли костюм нарядным. Для одних это блестящая ткань или яркие цвета, для других наличие обуви на каблуке, для третьих платье вместо брюк.

Под мужским костюмом понимаются классический элемент гардероба, который включает в себя в обязательном порядке пиджак и брюки. Даже если в повседневной жизни, на работе мужчине не требуется строгое соблюдение делового стиля, он может понадобиться для праздничных мероприятий или выходов в свет. Существуют следующие виды:

  • «двойка». Состоит из пиджака и классических брюк. Пиджак может быть однобортный (с одним рядом пуговиц) и двубортный (два ряда пуговиц). Самый распространённый и подходящий для всех мужчин вариант;
  • «тройка». Помимо пиджака и брюк, в комплект входит жилет, сшитый из той же ткани. Правила этикета позволяют на торжественном мероприятии снять пиджак, не спрашивая разрешения.

Классический комплект для женщин состоит из пиджака и юбки (брюк). Женский костюм может быть из различной ткани (хлопок, шерсть, твид) и разнообразных цветов и подходит для ношения как на работу, так и в повседневной жизни. Существуют нестандартные варианты:

  • «тройка». Женщины носят очень редко, в основном — представительницы определённых профессий (например, стюардессы);
  • с шортами. Актуален в последние годы. Носится с колготками и туфлями-лодочками, балетками или иной лёгкой обувью.

Национальные

Костюмы народов мира являются визитными карточками стран, представляющими историческое развитие, уклад жизни и традиции населения. Они несут в себе частицу прошлого, отражают индивидуальность народа, погодные и климатические условия. Многие из них уже стали ассоциироваться со странами происхождения, поэтому что их яркость, неповторимость прочно оседают в памяти людей.

Некоторые из нарядов сейчас сложно увидеть в повседневной жизни. Например, русский костюм давно стал историей, и ознакомиться с ним можно в музеях, на исполнителях в фольклорных ансамблях, в кино. Во многих других странах национальные костюмы до сих пор являются частью повседневной жизни:

  • в Индии девочек с возраста 10–12 лет учат искусству ношения сари — платья из длинной широкой полоски ткани, которая искусно драпируется по телу;
  • Бутан — единственное государство, где граждане обязаны носить национальную одежду. Дриглам Нажма — местные правила этикета — предусматривают ношение гхо (подпоясанного халата). Без него невозможно зайти в государственное учреждение, школу и любое общественное место;
  • килты в Шотландии (юбки для мужчин) и женские юбки шьются из тартана — ткани в крупную клетку. Её расцветка зависит от местности и клана. В повседневной жизни нечасто встретишь людей в этих костюмах, однако на важные мероприятия, такие как свадьбы, встречи диаспоры, национальные праздники, жители облачаются в килты.

Костюм — это что такое? Классический, театральный и другие виды костюмов

«Костюм» – значение этого слова знакомо каждому, и связано оно с одеждой. Только вот одежда бывает самая разная. Поэтому и толкование данной лексемы имеет несколько оттенков. Подробнее о том, что это – костюм, будет рассказано в обзоре.

Обратимся к словарю

По поводу того, что это за слово, там сказано следующее:

  • Во-первых, это комплект верхней одежды, который состоит из брюк и пиджака, а у женщин — из брюк и жакета или из юбки и жакета.
  • Во-вторых, это одеяние, которое характерно для человека определенного вида деятельности. Так, им может быть костюм водолаза, пожарного, спортивный.
  • В-третьих, костюм — это одежда человека, являющегося участником какого-либо представления или спектакля. Например, костюм гнома, лисы, Красной Шапочки.

Вам будет интересно: Эволюционные алгоритмы: что это такое и для чего они нужны

Чтобы разобраться в значении слова «костюм», следует обратиться к его происхождению.

Этимология

Происходит оно от французского существительного costume, обозначающего костюм, одеяние, одежду. Оно же, в свою очередь, образовалось от другого существительного латинского происхождения, которое пишется как consuetudo, а переводится как «привычка», «обычай», «обыкновение».

Последнее имеет прямое отношение к латинскому глаголу consuescere. Его значение — «иметь привычку», «привыкать». Данный глагол состоит из двух частей. Первая из них — con — трактуется как «вместе», «с». Вторая — suescere — обозначает «привыкать», «приучаться». Она образовалась от формы sui – «себя», произошедшей от праиндоевропейской основы swe, значение которой «свой», «себя».

В русском языке употребление слова начинает прослеживаться с XVIII века.

Некоторые подробности

Что означает слово «костюм» в широком смысле? Это одежда как таковая, а также какой-либо отличительный ее стиль, который отражает региональную, национальную, социальную принадлежность лица.

Под костюмом может подразумеваться художественное воплощение на картине сочетания каких-либо аксессуаров. А также он может присутствовать в пьесе, поэме, на статуе и соответствовать месту, времени, прочим обстоятельствам.

Еще одно из возможных значений – определенный стиль в одежде, в которой человек изображает роль, не свойственную ему в обычной жизни. Например, это костюм актера или маскарадный. Особенно часто можно увидеть такую одежду в кинофильмах или в театре на актерах. В сочетании с прочими деталями она является средством создания образа персонажа.

В общеупотребительном и более узком смысле – это элемент одежды, классической или деловой: брючный или костюм-тройка.

Народный и праздничный

С помощью народного или регионального костюма отражается индивидуальность определенной группы людей, а также особенности ее культуры. Таким является и русский национальный костюм. Часто такая одежда вызывает чувство национальной гордости. В качестве примеров подойдут японское кимоно и шотландский килт.

Праздничные костюмы всех народов имеют отличие от повседневных. Они являются более нарядными и украшенными более ярко и обильно. Часто им приписывалось ритуальное значение. В наше время некоторые из праздников сопровождаются переодеваниями. Особенно популярными являются костюмы Деда Мороза и Снегурочки.

Классический

Речь идет о традиционной мужской верхней одежде. Обычно такой костюм выполнен из одного вида ткани. В него входят пиджак, брюки, жилет. С середины XX века костюм становится и дамским одеянием. Как правило, он состоит из жакета и юбки, но существуют также женские костюмы с брюками и жилетом.

Классический мужской дополняется сорочкой, галстуком или бабочкой и классической парой туфель или ботинок. Иногда к нему прилагается нагрудный платок, шляпа, запонки. Раньше непременным аксессуаром были карманные часы. Цепочка от них продевалась сквозь петли для пуговиц, находящиеся на жилете.

Этот вид одежды может различаться по цветовой гамме. Самые популярные костюмы – это:

По разновидностям верхней одежды они могут делиться на:

По количеству рядов пуговиц они бывают однобортными и двубортными. Могут быть с жилетом и без такового. Жилеты также могут быть однобортные и двубортные. Обычно их носят под однобортным пиджаком. А также костюмы различают по форме лацканов и прочим параметрам.

Когда зародился изучаемый вид одежды? Это произошло в середине XVII века при дворе французского короля Людовика XIV в Версале. Появившаяся мода пришлась по душе и в других странах, например, в Великобритании. Именно там в начале XIX века появляется прообраз современного костюма.

Интересные факты о русском костюме

1. По русским поверьям, ходить без пояса было «грешно». Если же парень или девица собирались якшаться с нечистой силой, они снимали с себя пояс. Это символизировало приобщение к потустороннему миру. Перво-наперво избавлялись от стильного аксессуара ловцы «цветка папоротника» в ночь на Ивана Купалу.

2.«Полностью одетый» — это перевод слова «сарафан» с иранского наречья.

3. В народе костюм (русский сарафан) передавался из поколения в поколение, если в нем женились или выходили замуж.

4. Под сарафан было принято надевать еще и несколько юбок. Они служили в качестве нижнего белья и визуально увеличивали объемы женщин, а также позволяли уберечься от холодов в холодные времена года. Для того чтобы сохранить сарафан в чистоте, женщины надевали поверх него передники с завязками на спине, закрывающие грудь, живот и бедра.

5. Русские сарафаны получили широкую популярность в России в XVII-XVII вв. Ранее они также считались неотъемлемой частью гардероба даже у мужчин. Нередко можно было встретить мужа и жену, облаченных в сарафаны. В XIV веке сарафан носили великие московские князья и воеводы, и только лишь в XVII веке он стал принадлежностью только женского гардероба.

6. Представить себе русского человека XVII века, появившегося на улице без головного убора, невозможно. Это было чудовищным нарушением приличий.

7. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.

8. Первый русский народный костюм для мальчика – отцовская косоворотка, в нее закутывали появившегося на свет младенца. Для новорожденных девочек такой пеленкой служила материнская рубаха. Увидеть разницу во внешнем виде рубах, предназначенных для детей разных полов, нельзя – это абсолютно одинаковые косоворотки, доходящие до самого пола. Обязательный декоративный элемент – вышивка, нанесенная материнской рукой. Рисунки всегда брали на себя функции защитных оберегов. Достижение трехлетнего возраста для малышей ознаменовывалось получением рубахи из новины. Двенадцатилетним мальчикам полагались в придачу штаны-порты, девочек наряжали в поневы.

9. Сарафан крестьянки рассказывал о ней буквально все. Есть ли у нее муж и дети, в каком настроении она находится (существовали даже специальные наряды «для кручины»).

10. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная. Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной.

По одежке встречают

Р усские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.

Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».

Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.

Головной убор

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.

По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.

Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных — лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

Читайте далее:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 5 =

Adblock
detector