Цыганские костюмы мужчин, женщин, детей — фото. особенности фасонов и пошива цыганской юбки.

Цыганские костюмы мужчин, женщин, детей — фото. особенности фасонов и пошива цыганской юбки.

Цыганский костюм

Цыгане, или рома, известны всему миру. Считается, что свой кочевой путь их далёкие предки начали в Индии, а со временем сформировался особый народ с общими корнями, языком и тщательно охраняемыми традициями. К последним относится и цыганский костюм, отражающий их эмоциональность, образ жизни и предпочтения. Что же носят загадочные Эсмеральды и пылкие Алеко?

Как сформировался костюм

Эталон женского цыганского костюма – длинная пышная юбка с воланами, пёстрая блуза с широкими рукавами и килограммами украшений – окончательно сформировался в Румынии в конце XIX века, когда гордый народ получил в этой стране свободу. Кочевники отправились колесить по Европе, и приходившим на их уличные выступления зрителям пришлись по вкусу яркие одеяния. Фасоны подхватили и остальные цыгане. До этого осевшие в России рома ходили в тюрбанах, простых платьях и кутались в длинные шали. Финские цыганки шили чёрно-серые наряды из тяжёлых плотных тканей – например, бархата. В Англии темноволосые красавицы носили яркие плащи с капюшонами – жаждущие гадания должны были видеть цыганку издалека. Покинувшие Византию рома надевали светлые рубахи, тюрбаны и повязывали плащ через плечо. В балканских и мусульманских странах до сих пор многие цыгане ходят в шароварах.

Свободные одежды не сковывают движений во время зажигательных танцев у костра, а яркие цвета выглядят экзотично и привлекают больше внимания, поэтому на публику рома выходят именно в привычных общественности костюмах. Дома, понятное дело, одеваются куда проще. Однако кому интересны обыкновенные домашние одёжки? Вот художники с режиссёрами и помещают цыганок в юбках с воланами хоть в средневековую Европу, хоть в наполеоновские времена.

Основа костюма – широкая юбка с воланами. Этот фасон родом из Испании – местные Кармен изнашивали подолы до лохмотьев, а поскольку традиции строго запрещают цыганке открывать ноги, то они пришивали дополнительные куски ткани.

Замужние женщины обязательно носят фартук поверх юбки. Под фартуком может быть спрятан украшенный оборками передник с большим карманом, куда складывают мелкие предметы быта. Блузы и кофты выбирают свободного покроя и без ворота, рукав должен покрывать руки не менее чем на четверть – широкие рукава с оборками позаимствованы опять же у испанских цыганок. После замужества женщина не имела права показываться простоволосой, поэтому на её голове до конца жизни прописывался скрученный жгутом платок. Страсть к украшениям служит поводом для шуток, однако имеет своё объяснение. Кочевники не могли оставлять накопленное в банке и покупать на заработанное предметы быта и дорогую одежду – неизвестно, когда табор отправится на новое место. Поэтому действовали по принципу «всё своё ношу с собой», и вкладывали деньги в украшения. К слову, тяжёлые многоярусные монисто носили только замужние, просватанной девушке позволялась разве что одна монетка на шее. Часто рома украшают себя розами – считается, что этот цветок – как цыганка среди прочих растений.

Мужской цыганский костюм сформировался под влиянием традиционных венгерских нарядов. Просторные рубахи, куртки с серебряными пуговицами, расшитые жилеты, кожаные пояса и головные уборы – бароны одевались куда солиднее женщин! Обязательным элементом мужского наряда были сапоги – они говорили о статусе и достатке. Цыганки же лихо отплясывали босиком вплоть до холодов. Фасонистые мужчины носили шёлковые платки на пиджаках, а дорогим аксессуаром служили инкрустированные курительные трубки. Выразительными были и ремни – их делали узорчатыми, украшали камнями и клёпками и привешивали массу полезных вещей: плётку, нож, мешочки с травами и табаком, засушенную летучую мышь – цыганский оберег. В левое ухо мужчины вдевали серьгу – считалось, что если проколоть мочку в определённом месте, у человека всю жизнь будет острое зрение.

Каждая деталь цыганского костюма говорит о духе свободы, непокорной натуре и кочевом образе жизни народа. Ай, ромалэ, ай, чавалэ!

Анимационные программы для школьников

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Главный этнографический парк страны «ЭТНОМИР» организует для школьников и студентов специальные образовательные туры, в состав которых входят тематические экскурсии и мастер-классы. К любому туру можно дополнительно заказать анимационную программу — выбор большой:

  • «За цыганской звездой путевой»
  • «Удаль молодецкая»
  • «Волшебные огни Средиземья»
  • «Мореплаватели»
  • «Рождественские потешки»
  • «Встреча с Ходжой Насреддином»
  • «Делу время, потехе час»
  • «Путешествие по русскому календарю»
  • «Игры народов Сибири и Дальнего Востока»
  • «Путь следопыта»
  • «Тайна Зелёной страны» (с элементами квеста)
  • «Кубок снеговика» и другие.

Играя, дети расширяют своё представление об окружающем мире, испытывают естественное желание и потребность узнавать новое, развиваются навыки общения, формируется личность… Давайте играть!

Цыганские костюмы (фото)

Костюм — неотъемлемый этнический элемент цыган — одного из самых загадочных народов мира. Цыган можно узнать издалека именно по одежде: широкие цветастые юбки, яркие рубахи, золотые украшения привлекают внимание красотой и размахом.

Историческая справка

Цыганский народный костюм имеет довольно богатую историю, и связано это главным образом с их кочевым образом жизни, что позволяло заимствовать цыганам частицы из культур разных народов мира.

Цыгане — это древний народ родом из Индии, где, по преданиям, он был одной из низших каст. Этим объяснялась первоначальная бедность их одежды и образовавшаяся со временем мания ко всему дорогому и блестящему.

Цыганская одежда прошла в историческом развитии четыре этапа:

  • византийский (XII – XVII вв.). Тогда цыгане только появились в Европе и выглядели необычно: носили длинную нижнюю рубаху и подобие плаща в серых, коричневых тонах;
  • адаптированный (XVII — середина XIX вв.). Вся Европа всполошилась и начала принимать антицыганские закона. В связи с этим цыганам приходилось смешиваться с местным населением и носить элементы их одежды;
  • котлярский (середина XIX – середина XX вв.). Котляры — это группа цыган, сформировавшихся на территории Румынии. Именно их одежда понимается до сих пор как традиционный цыганский костюм. О её особенностях можно прочитать ниже;
  • современный (середина XX в. — настоящее время). Происходит адаптация к реалиям новейшего времени.

Характерные черты цыганского костюма

Рассмотрим подробнее какие цыганские костюмы бывают.

Мужской костюм в прошлом и настоящем имеет существенные отличия. Раньше характерными чертами наряда были высокие расшитые сапоги с широким голенищем и заправленные в них брюки и красная широкая рубаха навыпуск. На самом же деле рубаха могла быть разных цветов, и даже цветастой, но всегда из красивой, слегка блестящей ткани. Поверх неё надевалась узорчатая жилетка или курточка. Орнаменты на неё приклеивались сверху или вышивались прямо на ткани.

Штаны было принято подпоясать широким поясом из кожи, который украшался бисером и крупными бусинами, бляшкой из металла или золота. Существенное влияние на этот вариант костюма оказала венгерская национальная одежда.

Современный мужской цыганский костюм уже не отличается вычурностью, но может сохранять в себе некоторые элементы, например, сапоги или рубаху. Однако он больше приближен к повседневному городскому костюму.

В отличие от мужской одежды, женская сохранила свою самобытность по настоящее время. Основой цыганского костюма является юбка длиной практически до пола. Дело в том, что нижняя половина тела цыганки с давних времён считалась «скверной», «нечистой», поэтому всегда должна быть скрыта. К кофточке или блузке особых требований не предъявлялось и не предъявляется. Глубокие вырезы и открытые плечи не являются табу для цыганок, так как считается, что это отображает их женское начало.

Голову замужней цыганки покрывает дикло — треугольная косынка. Прежде чем надеть её, концы закручиваются, а только потом завязываются на затылке. Праздничные головные уборы могут быть украшены бахромой, бусинами или бисером. Массивные золотые украшения также являются неотъемлемой частью образа. Элементом костюма может быть платок-шаль из шёлка или шерсти.

Цветовое оформление нарядов разнообразно: предпочтение отдаётся ярким оттенкам и богатству орнамента. Незамужним девушкам запрещается носить одежду жёлтого цвета, а однотонный чёрный и вовсе предпочтительно не использовать.

Внешний вид цыганят — уменьшенная копия взрослых костюмов. Но только по праздничным событиям девочек и мальчиков могут облачить в длинную юбку или красивую рубаху. Сейчас в повседневной жизни детей одевают в обычную современную одежду. Младенцев часто просто закутывают в мягкие ткани и носят голым, а более взрослые детишки обычно носят свободные платья и штанишки-шаровары.

Современная цыганская юбка

Сейчас яркие и пышные цыганские юбки используются танцевальными коллективами, актёрами, на маскарадах и праздниках для создания образа. Кроме того, более скромные варианты прекрасно вписываются в этно, бохо, хиппи и кэжуал стили, если выполнены из нейтральной ткани.

Из чего шьют?

Современную цыганскую юбку нужно сшить из лёгкой, летящей ткани, которая хорошо драпируется. Ткань не должна много весить, иначе при танце или ходьбе не получатся красивые воланы и оборки, юбка не будет «играть», если в ней исполняется традиционный цыганский танец. Для этих целей лучше всего подойдут следующие материалы:

  • атлас (придаёт благородный блеск);
  • вискозный штапель (нежно и плавно садится по фигуре, подчёркивая изгибы женского тела);
  • искусственный шёлк;
  • батист (тонкая хлопковая ткань, отлично подойдёт для бохо стиля, где не допускается ношение ненатуральных тканей);
  • материалы на основе полиэстера.

Расцветка ткани может быть разнообразной. Для сценического костюма лучше использовать яркий материал с крупными узорами или цветами. Геометрический принт для наряда не подойдёт.

Если юбка в цыганском стиле шьётся для повседневной носки, то можно выбрать приглушённые оттенки без лишних украшений.

Цыганский костюм для танцев (мастер-класс)

Информация для пошива традиционного цыганского костюма для профессионального танца
Юбка
Юбка должна быть широкой, свободной, чтобы было удобно двигаться в танце.
Длина ткани примерно 9-13 метров при ширине ткани 1,5 метра. Из этой ткани должно 2 солнца + оборки по канту примерно по 15-20 см в 2-3 ряда. Некоторые шьют юбки и 2,5 солнца, но справиться с таким количеством ткани могут только опытные танцовщицы.
Ткань не должна быть сильно лёгкой или прозрачной, иначе запутаться можно в такой юбке, но и тяжёлой тоже не стоит делать, а то «унесёт» ещё в танце.
Материал для юбки лучше всего брать легкий, но достаточно плотный, лучше мало мнущийся и хорошо ниспадающий. Лучше всего подойдет для этой цели атлас, искусственный шелк, полиэстер, смессовая ткань или штапель. Натуральные ткани, например натуральный шелк выглядят конечно очень красиво, но имеют неприятную особенность вытягиваться, от этого юбка может перекоситься и это будет некрасиво и неудобно для танца.

Юбка обязательно должна плотно сидеть на талии (резинка в поясе НЕ ПОДХОДИТ!)! В цыганских танцах оголять живот, ноги недопустимо! Поэтому основной юбки для настоящего цыганского костюма недостаточно. Желательно также изготовить нижнюю юбку. Она может быть не такой широкой как основная верхняя юбка, например солнце или полусолнце. К ней также нужно пришить оборку. В основном нижняя юбка шьется одноцветной, часто из более дешевого материала.

К основной верхней юбке пришивается оборка. Оборка может быть в один слой, но также и в два и три слоя. Конечно при этом ваша цыганская юбка будет ощутимо тяжелой, но выглядят такие костюмы шикарно. Основная юбка (если вы хотите сшить традиционный цыганский костюм) делается из набивного материала, то есть с рисунком, обычно цветочным, иногда используется рисунок в горох. Оборку при этом лучше делать одноцветной. Это создаст красивый контраст. Форма оборки может быть различной. Самая простая это сосборенная оборка, при этом полоса ткани собирается на нитку и пришивается к юбке. Можно выкроить воланы, это оборки, выкраиваемые по косой в виде полукруглых полос, которые затем сшиваются вместе и пришиваются к юбке.
Некоторые мастера по пошиву цыганских костюмов предпочитают вставлять в край нижней юбки леску, что придаст цыганскому костюму дополнительную пышность и воздушность.

Форма блузы может быть различной, рукава возможно сделать облегающими или очень широкими «цыганскими» или украсить их воланами и маленькими оборками. Традиционно в цыганском танце живот всегда был закрыт, однако многие современные исполнительницы позволяют себе блузки, которые завязываются спереди и оставляют открытым живот.

Очень красивым дополнением к цыганскому костюму является корсетный пояс. Его лучше сделать полужестким и не слишком широким, при этом он выгодно подчеркнет талию танцовщицы и не будет стеснять движений. И конечно ни один цыганский костюм не обойдется без красивой шали. Она также служит важным танцевальным аксессуаром. Шаль должна быть достаточно большой, не менее 1,5 метра чтобы ее можно было свободно повязать на талию и бедра или накинуть на плечи. В качестве шалей подойдут Павлов-посадские платки. Желательно, чтобы на них была бахрома. Чаще всего шали бывают полушерстяные, шерстяные, но можно использовать и шелковые платки с красивым рисунком и бахромой.
Если вы хотите создать совершенно традиционный, таборный образ цыганки, вы можете дополнить свой цыганский костюм головным платком или косынкой, повязанной узлом на цыганский манер.

Осталось надеть звенящие серьги, браслетов побольше, монисто на шею и ваш костюм для цыганского танца готов!

Теперь о пошиве

Для пошива костюма я брала 6 м набивной атлас-стрейч (ткань с розами) и 3м чёрного шифона при ширине той и другой в 1,5м. Нитки в тон. Косую бейку 20м черной и 20м бордовой, резинку для пояса широкую (6см) и резинку для оборки на декольте 2см шириной

Юбка является основой костюма, поэтому начнём с неё.

Выкраиваем два солнца-клеш:
Снимаем две мерки, обхват талии и длину будущей юбки. Длина юбки с оборками должна быть до щиколотки.
Нижний ярус оборки можно сделать 10-25см. Поэтому сначала рассчитаем оборки.
В моём случае, две оборки нижняя, чёрная 20см и верхняя из той же ткани, что и юбка 15см.
Измеряем обхват талии и рассчитываем радиус выемки отверстия для талии по следующей формуле:
R = ОТ/2П, где R – это радиус окружности, ОТ – обхват талии, а П = 3,14.
Например: ОТ = 54 см/6,28; R = 8,6 см
Этот радиус мы рассчитали для одного солнца-клёш, а у нас их два, значит радиус делим на два «солнца», т. е.,
R/2 = 8,6 см/2 = 4,3 см
Далее к радиусу ОТ прибавляем длину юбки без оборки.
Например: 4,3+70 = 74,3
Размечаем на ткани пол «солнца», если длина юбки вместе с радиусом больше 73-74 см, при этом ткань не складываем.
Детали будут располагаться так:

  • Поделиться

Или четверть «солнца», если длина юбки вместе с радиусом равна или меньше 73-74 см и ткань для этого складываем вчетверо. Выглядит это так:

Цыганские юбки!

Люблю шить цыганские костюмы и юбки. Яркие, с размахом. Чтоб закружили в танце, как ветер. Растевожили душу. Заставили плакать и смеяться.

«Розы чаюри»

Красавица Лэся Алифова. Самая красивая цыганка Астрахани.

Костюм для эстрадного танца «Аметистовы романс»

Цыганский костюм «Калина-малина. «

Я и красавица Лэся отплясываем Сарэ партрю.

Что главное при пошиве цыганской юбки? Такой вопрос мне очень часто задают. Юбка должна работать в танце. Она не должна быть очень тяжелой или наоборот очень лёгкой, она должна красиво раскрываться в танце, а не висеть комом и мешать. А еще надо очень любить эти цыганские танцы, музыку и песни.

А еще у меня есть мо любимая кошка Миулина. Вот такая романэс мыца.

Красавицы Настя в костюме «Злато романо» на Всемирной Танцевальной Олимпиаде

А это я, Тахмина, и моя эстрадная юбка «Бирюзовые колечки»

Анастасия Зудина в костюме «Романо рат»

Загадочная Земфира Архинчеева в костюме турецких цыган «Ромпи-ромпи»

Прекрасная Марина в костюме «Цыганская песня»! Марина живет в Нью-Йорке.

Помимо «Цыганской песни» были сшиты еще костюмы. Ну как бы в продолжение темы

«Цыганское лето»

А так же «Цыганское счастье»

И. «Цыганское вино»

Работы 2012-13 года

Юбка для цыганского танца — «Дорога на восток»

и еще

Юбка для цыганского танца «ИЗУМРУДНАЯ МОЯ. «

На фото хозяйка юбки — Настя Красикова

Юбка для цыганского танца «КОЛДОВСКОЕ ОЗЕРО»

на фото — хозяйка юбки Зимфира Архинчеева

Цыганки АРХИНЧЕЕВЫ в костюмах от меня!

Цыганская юбка «ЭСМЕРАЛЬДА»

Юбки «ДОРОГА на ВОСТОК» и «КАЛИНА-МАЛИНА» в дуэте

Костюм для эстрадного цыганского танца «ЯГОРИ»

Мои цыганки, особенности цыганского народного костюма

В этот раз хочу поделиться с вами моими фарфорочками в цыганских костюмах. Их я сделала несколько — маленькие (20 см) и большая (53 см).
Костюмы состоят из блузки с рукавами с воланами, широкой юбки с подъюбником, черного корсета, платка, кучи бус (а у большой и монист), серег, бубна у маленькой и розы в волосах у обеих.
Маленькие, ростом 20 см:

Вторая:

Первая:

Большая Цыганка (53 см):

Традиционный костюм этнографической группы цыган-кэлдэраров исследователи относят к наиболее развитым и интересным вариантам цыганской одежды.

Начать следует с того, что цыгане происходили именно из индийцев, а, точнее, из их низших каст. Это объясняет то, что, в большинстве своем, цыгане бывали нищими кочевниками, не имеющими дома и денег.

Именно индийский костюм является осиновой цыганского, но только основой. Дело в том, что этот кочевой народ имеет достаточно интересную особенность приспосабливаться к культуре и обычаям той страны, в которой они проживают. Их национальная одежда предельно разнообразна: от той или иной страны цыгане брали что-то и привносили в свой костюм. Это заметно в сравнении:

Женская одежда вплоть до настоящего времени сохраняет национальную самобытность. Основу женского костюма составляет традиционная юбка готья. Она относится к несшитым формам одежды и выполняется из прямоугольного полотна ткани, собранного в складку по поясу. Спереди юбка не сшивается.

«Пэкэлимос«-это система табу, прямым образом отражающаяся на костюме цыганок. Она предполагает то, что «низ» женщины является «не чистым», поэтому тело от талии и ниже должно быть прикрыто в обязательном порядке. При этом, грудь может быть практически открыта (вспомните глубокое декольте цыганских женщин), но ноги, должны оборачиваться хотя бы старой тряпкой. Пэкэлимос имеет языческие корни, и, несмотря на то, что вера цыган поменялась, этот обычай соблюдается до сих пор.

К женской юбке в цыганской культуре существует особое отношение, она считается «нечистой». Обычай не разрешал надевать юбку через голову. По представлениям цыган нижняя часть женского тела считается нечистой, поэтому к цыганской юбке относятся, как к нечистому предмету. Этими представлениями объясняются и многие бытовые запреты и предписания. Чтобы не осквернить воду, в прошлом цыганка носила ведро с водой на голове. Если женщина переступала через стоящую на полу посуду, посуда считалась нечистой и выбрасывалась. Жестоким оскорблением для мужчины считалось, если женщина ударила его юбкой.

Поверх юбки надевался фартук кытрынцы, который закрывал разрез несшитой юбки и нейтрализовал ее «нечистость». Покрой фартука также был достаточно простым — прямоугольное полотнище, уложенное в складку по поясу. В современном костюме фартук и юбка часто выполняются из одного материала.
Комплект с юбкой составляет кофта, которая в настоящее время шьется по произвольному фасону.

До того, как вступить в брак, цыганка имеет право ходить с непокрытой головой. Роскошные волосы она, зачастую, украшает цветком (этот обычай, кстати, был позаимствован у цыган испанских), но как только девушка выходит замуж, платок обязателен.

Традиционная прическа и головные уборы сохраняются у замужних женщин. После замужества женщина закручивает волосы на обоих висках в жгуты, а затем заплетает две косы. Эти жгуты на висках называются амболдинари. Эта своеобразная прическа, как отмечают цыганологи, имеет индийские корни. Сегодня амболдинари еще можно встретить у пожилых женщин, но молодые цыганки уже не всегда закручивают волосы на висках, а просто заплетают их в две косы.

Поверх кос надевается косынка дикло — традиционный головной убор замужней женщины. Прежде чем завязать косынку, ее концы закручиваются. Праздничные дикло отличаются от будничных: их часто украшают сеткой или бахромой из бисера, вышивают блестящими нитями, а в прошлом к таким косынкам пришивались и небольшие золотые монеты.

Традиционными для цыганских женщин считаются украшения из золота.
В прошлом дополнением к женскому костюму был большой платок или шаль. Будучи необходимой деталью костюма, он выполнял и другие функции. Из широкого платка могли устроить небольшую палатку для рожающей женщины, в большой шерстяной платок пеленали новорожденного.

В цветовом решении костюма предпочтение отдается ярким расцветкам, богато орнаментированным цветовым узорам. До настоящего времени существуют и определенные цветовые запреты. Молодухе, недавно вышедшей замуж, до года не разрешается носить одежду желтого цвета. Нежелательным для женского костюма считается и черный цвет.

Несколько отличался традиционный костюм невесты. Раньше традиционный цыганский костюм у невесты лишь дополнялся венком из восковых белых цветов с фатой, к венку часто прикрепляли разноцветные ленты и цветы из бантов. Сегодня цыганскую невесту, так же как и у всех невест, одевают в белое платье с фатой.
Женский костюм молдавских цыган продолжает сохранять традиционный вид. Женщин именно этой группы цыган и сегодня можно отличить по костюму от русских цыган и др. До настоящего времени традиционный костюм изготавливается самими цыганками, часть вещей, как и раньше, шьется на руках. Однако его сегодня носят лишь замужние женщины. Девушкам разрешается носить обычную одежду.

Читайте далее:
Оцените статью
art-textil.ru
Добавить комментарий

19 − 2 =

Adblock
detector