Что такое ботинки: их описание, история и фото

Что такое ботинки: их описание, история и фото

История обуви (37 фото)

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.

Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче – по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.

В эпоху Средневековья особенно интересны пулены – туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.

Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее

Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)

Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона.
В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.

Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)
В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.

Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век).

Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.

Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения.
В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.

Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан».

Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.

Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы.

Мужские портреты начала XVII века.
Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.

Женские портреты начала XVII века

Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690–1700 гг

Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг

Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.
В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.

Мужские портреты первой и второй половины XVIII века

Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год

Франсуа Буше «Туалет», 1742

Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг

Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг

Женские туфли с защитными паттернами

Туфли первой половины XVIII века
Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.

Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830

Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792

Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год

Свадебные ботинки, 1865 год; женские ботинки, 1845-1865 гг

Европейские туфли, 1800 год; свадебные туфли королевы Виктории

«Предки» современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 гг

Женские ботинки, 1850 г; вечерние туфли императрицы Евгении

Таким туфелькам из шёлка и атласа в непогоду на улице требовалась защита.
С возвращением в моду кринолинов, а позже – турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.

Вечерние туфли, 1875–85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году

Вечерние туфли, 1875–85 гг; женские туфли 1855-1865 гг

Туфли, сделанные в 1900 году; ботинки, 1865-1875 гг

Сапоги на пуговицах, 1870-79; сапоги, 1895-1915 гг

Джеймс Тиссо «Октябрь», 1877 г; «Завтрак», 1868

Что такое ботинки: их описание, история и фото

Туфли (англ. shoes) – легкая мужская или женская обувь на каблуке, закрывающая ногу не выше щиколотки. Слово произошло от старого немецкого «tuffele».

  • Античность

Египет

История туфель началась в Древнем Египте. Большинство простых египтян передвигались босиком, но на фресках, датируемых 3500 годом до н.э., обнаружились изображения представителей привилегированных сословий в кожаной обуви, швы которой располагались в форме креста анкх, египетского символа жизни. Сохранились также описания мужчин и женщин высшего сословия, носящих обувь на каблуке предположительно в церемониальных целях. Каблуки также носили мясники, чтобы не пачкать ноги о кровь убитых животных.

Древние римляне носили сандалии с многочисленными ремнями и закрытые кожаные ботинки, а древнеримские актеры выступали в обуви на высокой деревянной или пробковой подошве, высота которой менялась в зависимости от роли социального статуса и важности героя в постановке. Высокими подошвами также пользовались девушки легкого поведения, чтобы легко обратить на себя внимание в толпе, так как официально проституция в Древнем Риме была запрещена.

Индия и Япония

Туфли всегда несли дополнительную информацию о своем обладателе. Так, в древней Индии они были показателем социального статуса женщины и надевались только в торжественных случаях: на религиозные торжества, приемы важных гостей, семейные праздники. В древней Японии туфли с двумя параллельными каблуками вырезались из цельного куска дерева. Японские гэта до настоящего времени традиционно надеваются под кимоно.

В Средние века мужчины и женщины носили обувь на деревянной подошве, закрепленной металлическим кольцом. Такие ботинки предназначались для ходьбы по грязи. Кольцо предшествовало появлению каблука.

В XV веке в Турции появились котурны — башмаки на толстой пробковой подошве, которые через два столетия стали пользоваться большой популярностью в Западной Европе. Высота подошвы могла достигать 60 сантиметров, и носили их только женщины, передвигаясь при помощи слуг.

В XVI веке обувь стали изготавливать из гибкого верха, присоединенного к более тяжелой и жесткой подошве, а немного позже возник небольшой каблук, позволяющий наездникам уверенно держать ногу в стремени.

Екатерина Медичи, жена короля Франции Генри II, была одной из законодательниц европейской моды на каблуки. Она способствовала увеличению их популярности даже за пределами Европы. Позднее появился каблучок «рюмочкой», а также такие детали, как шнуровка и застёжки.

Изготовление удобной обуви на достаточно высоком каблуке стало настоящим испытанием для сапожников того времени. Они вынуждены были отказаться от изготовления зеркально противоположных подошв и изготавливали универсальную обувь, подходящую и для правой, и для левой ноги. Традиция вернулась только в XIX веке, когда мода на высокий каблук немного утихла.

В Венеции женские туфли на толстой подошве стали символом положения в обществе и говорили о большом состоянии и высоком социальном положении. Были случаи, когда подошвы достигали необыкновенной высоты и становились основным предметом шуток среди приезжающих иностранцев. Люди часто шутили, что такую неудобную обувь могли придумать только мужья, чтобы жены не смогли быстро передвигаться на свидания к любовникам и вообще не могли отойти далеко от дома.

Высокую обувь также носили китайские наложницы и турецкие одалиски. Историки и искусствоведы до сих пор ведут изучение, была ли их обувь высокой в эстетических целях или была призвана препятствовать побегу из гарема.

В XVIII веке, в период рококо, модными стали остроносые туфли. Французский король Людовик XIV ввел особый приказ: только высшее сословие могло носить обувь с каблуком, который надлежало окрасить в красный цвет, и ничьи каблуки во Франции не могли быть выше, чем его собственные.

К XIX веку туфли из тяжелых, грубо выделанных башмаков с деревянными каблуками стали изящной, легкой обувью из парчи, бархата, кожи и шелка. Они украшались драгоценными камнями, вышивкой, пряжками и бантами. Каблуки все прочнее входили в жизнь людей как атрибуты высших сословий. В английском языке появилось слово well-heeled — «богатый», которое произошло от heel — «каблук».

В 1860-х годах появилось множество видов каблуков. Продавцы одежды отлично сыграли на этом, рассказывая девушкам не только о разных моделях, но и о пользе каблука для здоровья, особенно в сочетании с корсетом. Служители церкви часто выступали против ношения каблуков, сравнивая их с раздвоенным копытом дьявола или ведьмы.

Во время Второй мировой войны носили туфли на толстом устойчивом каблуке. Возрождение западной высокой моды началось с его усовершенствования. Новые каблуки с металлическим стержнем внутри впервые появились в 1950-х годах в коллекциях известного французского дизайнера обуви Роджера Вивьера. Первую модель с таким каблуком, усыпанную рубинами, он создал по случаю коронации королевы Елизаветы II. Вивьер также тесно сотрудничал с Кристианом Диором, вместе с которым они изобретали новые модели с разными конфигурациями подъема и каблука.

Следующим этапом в трансформации туфель стало изобретение шпилек, которые появились практически в одно время в коллекциях нескольких модных домов. Раймоне Массаро в 1960 году создал украшенные стразами концертные туфли на шпильках для Марлен Дитрих. Их можно увидеть в его музее.

В 1974 году испанский дизайнер Маноло Бланик сделал обувь на высоком каблуке элементом городского стиля, необычайно популярного среди девушек по всему миру. В течение 80-х и 90-х годов популярность шпилек только возрастала в связи с модой на высокий рост и тонкую талию.

В настоящее время каждый модный сезон знаменуется выходом новых коллекций туфель. Необычные модели предлагают марки Kobi Levi, Leanie van der Vyver, Ilanio. Наиболее знаменитыми современными марками, специализирующимися на туфлях, являются Christian Louboutin, Manolo Blahnik, Stefano Bemer, Jimmy Choo, Salvatore Ferragamo и др.

Женские модели туфель

Оксфорды (англ. Oxford shoe/oxfords) – закрытые туфли со скрытой шнуровкой и специальной строчкой на ранте.

Лодочки (англ. pumps) – открытые женские туфли без ремешка и застежки с различной высотой каблука.

Балетки (англ. ballerina flats) – открытые туфли на плоской подошве, часто выполненные из мягкого, легкого материала.

Лоферы (англ. loafers) – закрытые туфли без шнуровки и застежек с длинным язычком, округлым носком и кожаной кисточкой или перемычкой на подъеме стопы.

Туфли с открытым носком (англ. D’Orsay Pump /Peep toes shoes) – открытые туфли с круглым вырезом на мыске, открывающим часть большого пальца.

Эспадрильи (англ. espadrilles) – легкие туфли на джутовой подошве.

Топсайдеры (англ. topsiders/boat shoes) – туфли на белой рифленой подошве со шнуровкой по периметру стопы.

Туфли Мэри Джейн (англ. Mary Janes) – туфли с поперечным ремешком на подъеме стопы.

Туфли на платформе (англ. platform shoes) – открытые туфли на плоской танкетке или с подъемом.

Корреспонденты (англ.spectator shoes) – двухцветные закрытые туфли, украшенные фигурно вырезанными деталями.

Мокасины (англ. moccasines) – закрытые туфли на плоской мягкой подошве без застежек и шнурков с язычком на подъеме стопы.

Мюлы (англ. mules) – туфли с закрытым мыском и открытой пяткой с каблуком любой высоты.

Мужские модели туфель

Оксфорды (англ. Oxford shoe/oxfords) – классические кожаные туфли с округлым носком, широким низким каблуком, закрытой шнуровкой и специальной строчкой на ранте.

Броги (англ. brogues) – классические мужские туфли с перфорацией, состоящие из нескольких элементов.

Полуброги (англ. semi-Brogue) – модель, на которой перфорация присутствует только на передней части ботинка и отделена швом.

Дерби (англ. derby shoes) – туфли с открытой шнуровкой и слегка вытянутым носом.

Лоферы (англ. loafers) – туфли без шнуровки с длинным язычком, внешне напоминающие мокасины, но отличающиеся более широкой подошвой и наличием каблука.

Монки (англ. monks) – туфли с пряжкой.

Топсайдеры (англ. boat shoes) – туфли со светлой подошвой, покрытой прорезиненным протектором.

История появления обуви

Обувь каменного века — первые модели обуви.

Начало применения древними людьми в поседневной жизни обуви датируется эпохой палеолита , в эпоху культурного подъема, около 50000 до нашей эры. Проводятся и другие исследования, связанные с изобретением обуви, в частности, изменения ступни древнего человека, предположительно связанные с использованием обуви

Благодаря этим исследованиям было выяснено, что в исторический период от 26 до 30 тысяч лет до новой эры люди уже носили обувь, по свойствам сопоставимую с современной

Древнейший из всех найденных образец обуви из кожи был обнаружен в горах Армении , возраст находки около 5,5 тысяч лет. Это туфли из мягкой кожи, именуемые чарохи, именно такой конструкции обувь носят жители горных деревень Армении до сих пор.

Башмакам Снежного человека Эци из альпийского города Больцано, Италия более 5300 лет, которые не так хорошо сохранились, как образец из Армении. Технологически его обувь напоминает сандалии, и они ничем не отличаются от гораздо более поздних сандалий римского легионера. Под эти сандалии Эци надевал меховые носки, утепленные сухой травой.

Забавно, но некоторые жители теплых стран, привыкшие носить легкую обувь, во время резкого похолодания носят босоножки… с теплыми вязаными носками.

Технологии производства обуви, плетеной из растительных волокон, были известны во всем древнем мире. Об этом говорит находка в североамериканской пещере, вблизи от городка Ламос – там был обнаружен целый склад из трехсот пар плетеной из травы обуви, их возраст по утверждению американских ученых – более 9000 лет. Такие же сандалии плетут аборигены Навахо до сих пор.

Благодаря этим примерам мы видим преемственность обувных технологий из прошлого в настоящее. А таких примеров много – Япония, Китай, Месопотамия, Израиль, Египет

Об обуви Древнего Египта , благодаря сухому климату и находкам в пирамидах, известно довольно много фактов. Египтяне носили сандалии из папируса, которые как две капли воды походят на современные сланцы – вьетнамки, поистине, все новое – это то, что люди смогли вынести из прошлого. Более того, из папируса плели туфли, близкие к современным – шлепанцы, как без задников, так и с ремешками для фиксации на ноге. Из Древнего Египта идет также традиция разуваться перед входом в дом.

Изготовление крепкой обуви из мягких и хрупких стеблей папируса были связаны с большими трудозатратами, и поэтому стоили очень дорого. По словам Геродота, стоимость сандалий для фараона могла быть сопоставима со стоимостью содержания целого города

У жителей Древней Месопотамии были сандалии с задником, и сапоги, очень похожие на современные.

Древние Израильтяне изготавливали свою обувь из выделанных кож, болотного тростника, овечьей шерсти и дерева. Основные типы той обуви — сандалии из кожи и тростника, закрытые башмаки (закрывавшие ступню до лодыжки, на каблуках и со шнурками), а военные люди и путники носили сапоги в высоким голенищем. В каблуках древне-израильской обуви имелись специальные выемки, в которых носили глиняные бутылочки с благовониями, что было признаком достатка. Существовало много правил приличия, связанных использованием обуви. Ходить без обуви считалось верхом неприличия. Обувь снимали в особо важных , торжественных случаях — при входе в храм, при приеме важных гостей, в суде или при продаже дома. В Ветхом Завете описано множество случаев употребления обуви

В Элладе изготавливали традиционные греческие сандалии с перекрещивающимися ремешками от ступни до щиколотки и выше, делали туфли с задником, первые женские сапоги со шнурками, персикаи — мягкие кожаные сапоги — чулки, а так же эндромиды — сапожки с открытым носком – все то, что является модной летней обувью до сих пор – а ведь им уже несколько тысяч лет.

Самым важным изобретением древних греков стало создание парной обуви – была придумана обувь отдельно на левую и правую ногу. К этому общепринятому сегодня конструкционному решению люди не могли прийти несколько тысячелетий. По преданию, это изобретение помогли сделать гетеры. Они просили обувщиков набивать на подошвы гвоздики, чтобы из следов получалась надпись, приглашающая следовать за ними – это была своеобразная реклама

Актёры в античных театрах использовали котурны (гречес. kothornos, латин. cothurnus — обозначает как высокий сапог, так и трагедию, трагический стиль) — обувь на высокой платформе. Игравшие богов и героев надевали котурны, увеличивая свой рост. Древние греки давно заметили, что высокая платформа добавляет походке и осанке величия и изящности. Поэтому платформа быстро нашла свое место в гардеробе римских императоров, и стала пользоваться большой популярностью у античных модниц

Обувать котурны — calzare il coturno (итал.) — иносказательно писать трагедии и быть трагическим актёром

Встал на котурны — говорят о человеке, который ведет себя напыщенно, чванливо

В Древнем Риме обувь была еще более разнообразной – поскольку это была огромная империя, то обувная римская мода впитала в себя традиции обувного производства со всей Европы, Средиземноморья, Ближнего Востока и Северной Африки: calceus — закрытые башмаки на шнурках , летние solea — состоящие из подошвы и ремешков, soleae ligneae – сандалии на деревянной подошве, socci (soccus лат. — комедия)— плетеная веревочная обувь , в Риме ее носили женщины, щеголи и комические актёры. Солдаты носили сандалии caligae – башмаки с прочной шипастой подошвой. Именно из-за caligae римский император Калигула приобрел свое имя. Уже тогда начали формироваться правила поведения, которые были связаны с обувью – например, в Италии до сих пор находиться в общественных местах, если на вас открытая обувь, неприемлемо. Женщины в Риме носили белую обувь, мужчины – черную. Обувь для торжественных случаев была пурпурной, и украшалась драгоценными камнями, жемчугом и золотом. Патриции носили обувь с четырьмя ремнями, простолюдины – с одним

Скифские народы , древнее население юга России, носили невысокие сапоги из мягкой выделанной кожи. Это был кожаный чулок на войлочной подкладке, обтягивавший ногу до икры, и закрепленный кожаными ремешками или шнурками. Верхний край чулок украшали лоскутный орнамент и вышивка. Примечательно, что скифы украшали даже подошву сапог – вышивали их бисером. Женская обувь была красного цвета с узорчатой вышивкой, по голенищу шла шерстяная манжета, украшенная аппликациями.

Скифы так же использовали и войлочную обувь, украшая ее вышивкой и бисером

В Средние века классическим сандалиям Европа предпочла длинноносые туфли – пулены (poulaines — нос корабля). Пулены носили знатные особы, и чем длиннее носы были у туфель, тем значительнее в глазах современников выглядел владелец этих туфлей. Началось даже соперничество, у кого носы туфель длиннее, и пулены достигали поистине гигантских размеров в длину. Некоторые модники привязывали носки ботинок к коленям завязками с бубенцами, или носили специальные деревянные сабо с длинными носами. Наконец, французскому королю Филиппу IV Красивому пришлось издать указ, регламентирующий длину туфель. Оттуда и пошла фраза «жить на широкую ногу»

Эпоха Возрождения и Реформация

В 15 веке жизнь модников значительно облегчилась, обувь стала более широкой и короткой, и назывались «охзен» – бычьи морды и кухмаулер ( kuhmauler ) — коровьи морды. Носки таких туфель достигали 16 см в ширину. Чем сильнее расширялась передняя часть туфлей, тем уже становилась задняя, и в начале 16 столетия обувь стала такой мелкой, что ее приходилось привязывать к ноге специальными завязками. Обувь была кожаной или бархатной, шилась из шелков и шерсти разнообразных цветов. Мыски туфлей украшали вырезы, а для пущего изящества сапожники приколачивали к обуви деревянные каблуки. Женские туфельки этого времени были нейтральными – правила хорошего тона запрещали женщинам выставлять напоказ даже кончики туфель. В конце 16 века в моду вошли высокие мягкие сапоги из замши и кожи, это была сугубо мужская обувь, и надевали ее охотники и наездники

Обувь эпохи барокко и классицизма

Между 17 и 18 веками юбки дам сильно укоротились, и сапожникам добавилось работы. Женщины перестали носить грубую мужскую обувь, и потребовались новые изящные туфли — парчовые, бархатные и шелковые. Подошва и каблуки стали выше, обувь красивее, и ее старались показать всем. Наиболее высокими каблуки и подошвы стали при Людовике XIV в 17 веке – король был маленького роста, и хотел казаться выше. Каблуки красили в красный цвет, и эта эпоха даже называется Эпохой Красных каблуков. На туфлях — даже на мужских — были огромные шелковые банты. Для повседневного гардероба использовались ботфорты – высокие сапоги с широкими голенищами. Их одевали с канонами – короткими штанишками с кружевами. Кавалеры носили шпоры – даже если были без коня. В европейских деревнях носят сабо из дерева

Обувь эпохи просвещения

В 18 веке снова в моде острый нос, а в начале 19 века появляются первые оксфорды – кожаные туфли классического типа. Эти туфли впервые появились в Шотландии, там же появились и первые броги – оксфорды с дырочками. Дело в том, что эти теперь официальные ботинки сначала носили шотландские крестьяне. Они и придумали делать на оксфордах (тогда они назывались Balmoral) отверстия для вентиляции. Все современные мужские классические туфли восходят к этой обуви.

Двадцатый век подарил развивающемуся обувному делу ассиметричные обувные стельки, которые стали повторять очертания стопы. В двадцатые годы в моде снова сандалии, в послевоенные годы дизайнеры пытаются снизить стоимость обуви, используя войлок, парусину, кирзу, резину. Так же, как и в прошлом, обувь показывала социальный статус владельца – у аристократов были в моде узкие туфли, рабочие и сельские жители носили сапоги и ботинки.

Наибольшее развитие в 20 столетии получила женская обувная мода – в ней использовался весь богатейший опыт предыдущих поколений. В женской современной обуви смешались все стили и направления, от классики до деревянных сабо, от греческих и римских сандалий и котурнов до скифских и сирийских сапог. И весь этот огромный обувной мир брошен к ногам современных модниц.

История возникновения обуви

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБУВИ

Детей заинтересовало: давно ли люди стали носить обувь? Для чего она служит? Какую обувь носили раньше и носят теперь? Ответы на все вопросы мы стали искать в энциклопедиях, журналах, книжных изданиях, интернете.

Изучая историю возникновения обуви мы выявили, что основное её предназначение — это зашита ног от влаги, грязи и действия экстремальных температур, а также от механических и химических повреждений.

Возникновение обуви неразрывно связано с приспособлением первобытных людей к окружающей среде, с естественной потребностью защитить тело от неблагоприятных природных воздействий (жары, холода, влаги и пр.) и от механических повреждений. Примитивная обувь представляла собой куски шкуры, обернутые вокруг стоп и привязанные в нескольких местах. Формирование обуви происходило обычно на ноге. Кроме шкур для изготовления обуви первобытные люди использовали кору и лыко деревьев, войлок, папирус, камыш.

В странах с жарким климатом обувь служила в основном для защиты ног от механических воздействий и представляла собой подошву (деревянную пластинку, дощечку и др.), привязанную к стопе ремешками.

В Древнем Египте обувь изготавливали из папируса, к ноге такие сандалии крепились при помощи кожаных ремешков. Знатные египтяне украшали эти ремешки драгоценными камнями и интересными рисунками. Носить ее могли лишь очень богатые люди. Египту история обязана изобретением каблука, без которого невозможно представить современную обувь. Правда, носили их простые землепашцы, которым каблуки создавали необходимый упор, чтобы легче было передвигаться по рыхлой земле.

В Древней Греции изобретенная первая обувь, предназначена не только для защиты стопы от повреждений, но и для красоты. Греческие сапожники умели изготавливать не только примитивные сандалии, но и полуботинки с задником, сапоги без носка – эндромисы, изящные сапожки на шнуровке. Эта красивая обувь пользовалась огромным спросом у греческих женщин. Но самым значимым событием в истории создания обуви стало изобретение греками различий между правым и левым ботинком.

Самой престижной в мире считается итальянская обувь. Недаром даже сама страна Италия выглядит как сапог – ирония географии.

В России главной обувью у крестьян были лапти – плетенные из лыка башмаки. Настоящий мастер мог сплести лапти, которые не промокали даже в дождливую погоду. Для тепла ногу обматывали куском ткани.

Русские валенки. Слово «валенок» часто вызывает у нас улыбку как нечто устаревшее и просто забавное. Но, несмотря на все современные технологии, не придумали для нашей суровой зимы ничего более удобного и теплого, чем русские валенки. Хотя если заглянуть в глубь веков, то валенки, или, как они еще назывались, «коты», «катанки», оказываются не такими уж русскими. Историки считают, что приоритет в изобретении валяной обуви принадлежит степным кочевым народам. Именно они первыми придумали скатывать шерсть животных и делать из нее обувь, которая не только противостояла бы холоду степей зимой, но и защищала стопу от жестких колючек и острых камней. От кочевников этот вид обуви распространился на Руси. Изначально валенки, или, по-сибирски, пимы, были коротенькими, а их голенища суконными. Такой обувкой не брезговали даже коронованные особы: и Петр I, и Анна Иоанновна с удовольствием носили изготовленные специально для них пимы. И лишь в XVIII веке валенки приобрели свой привычный вид: ремесленники «догадались» валять их целиком с голенищем. Ведь в том-то и достоинство валенка, что он делается без единого шва, потому и мягкий, и удобный, и ногу не натирает. Есть у этой обуви только один недостаток, но довольно серьезный: очень они боятся сырости, поэтому, сначала на подошву надевали кожаные, а позднее резиновые галоши. Раньше валенки стоили очень дорого, и позволить себе такую роскошь могли только состоятельные люди. Зажиточной считалась та крестьянская семья, где валенки носили все ее члены, а в других домах хорошо, если была одна пара на всех. Валенки были дорогим подарком, их передавали по наследству. Для солдата, отправляющегося на службу, вообще ничего дороже валенок не было — теплая и прочная обувь не только берегла от холода, но и в бою могла защитить ноги от мелких осколков.

Что такое обувь и из чего она состоит?
1.Основные понятия.
Обувь – изделие для защиты ног от внешних воздействий и несущее утилитарные и эстетические функции.
Размер обуви — величина, характеризующая длину стопы или стельки обуви. В нашей стране применяется метрическая система, т. е. длина стопы измеряется в миллиметрах.
Полнота обуви — условное обозначение обхвата стопы (внутренней формы обуви) в пучках. Полнота определяет удобство обуви, как говорят обувщики ее «впорность».
Модель обуви — новый по виду, форме и материалу образец.
Коллекция — совокупность моделей обуви.
Метод крепления — способ прикрепления низа обуви к верху.
2. Виды обуви
Вид обуви
– классификация обуви по конструкции и внешнему виду:
Сапоги – обувь с высокими голенищами, закрывающими стопу, голень, а иногда и бедро.
Ботинки — обувь полностью закрывающая тыльную часть стопы и нижнюю часть голени выше лодыжек.
Полуботинки — обувь, закрывающая всю тыльную поверхность стопы, с берцами, расположенными на уровне лодыжек.
Туфли — обувь с берцами ниже лодыжки, при этом заготовка верха не полностью закрывает тыльную поверхность.
Туфли летние — разновидность туфель, по конструкции с открытыми носочной, и (или) пяточной частями.
Ботинки типа «Мокасин» — мягкая эластичная обувь, с различными вставками в области союзки.
3. Основные назначения обуви.
Повседневная – обувь, используемая для носки на улице и в помещении.
Модельная – обувь для кратковременной носки в торжественных случаях.
Домашняя – обувь для носки дома.
Для активного отдыха и спорта – обувь для прогулки, отдыха и занятий спортом.
Специальная – обувь для защиты ног от опасных воздействий, изготовленная из специальных защитных материалов.
Ортопедическая – обувь, конструкция, которой разработана индивидуально! с учетом патологических отклонений стопы и бедра.
Детская — обувь для детей, которая в свою очередь подразделяется на группы:
Ясельная- р-ры 19-22;
Малодетская — р-ры 23-26;
Дошкольная — -р-ры 27-31;
Школьная для девочек- р-ры 32-37;
Школьная для мальчиков- р-ры 32-37;
Девичья- р-ры 38-40;
Мальчиковая- р-ры 38-39.
4. Из чего состоит обувь?
Верх обуви – система из скрепленных между собой деталей, покрывающая верхнюю часть стопы.
Низ обуви – система скрепленных между собой деталей, которые закрывают нижнюю часть стопы.
5. Наружные детали верха обуви.
Носок – наружная деталь, закрывающая тыльную поверхность пальцев стопы;
Союзка – наружная деталь, закрывающая поверхность плюсны стопы;
Берцы – наружные детали, закрывающие тыльную поверхность стопы, Различают внутренние и внешние берцы (по аналогии внутренняя и внешняя сторона обуви);
Голенище – наружная деталь, закрывающая голень или ее часть, а иногда и бедро;
Задинка – наружная деталь, закрывающая боковую и фронтальную поверхность каблука;
Клапан – наружная деталь, которая закрывает по всей длине застежку «молния»
6. Внутренние детали верха обуви
Подкладка обуви – комплект внутренних деталей верха обуви, необходимые для повышения гигиенических, теплозащитных свойств, формоустойчивости и изоляции ноги от швов наружных деталей.
Карман – деталь, расположенная в пяточной части заготовки для размещения задника.
Подблочник – деталь, усиливающая соединение блочка-берец.
Штаферка – деталь, применяемая для укрепления верхнего канта заготовки.
Вкладная стелька – деталь. По форме соответствующая основной стельке. Служит для улучшения эстетических, комфортных и гигиенических свойств обуви.
Вкладная полустелька – деталь, соответствующая по форме пяточно –геленочной части основной стельки и выполняющая функции вкладной стельки
Подпяточник – соответствующая по форме пяточной части основной стельки внутренняя деталь верха обуви, выполняющая функции вкладной стельки.
7. Промежуточные детали.
Межподкладка – комплект деталей, применяемых для повышения формоустойчивости обуви.
Подносок – деталь, устанавливаемая в носочной части, для сохранения ее формы.
Задник – внутренняя или промежуточная деталь, расположенная в пяточной части. Необходима для сохранения формы обуви.
Геленок – металлическая фигурная пластина, закрепляемая между основной стелькой и подошвой для создания необходимой жесткости и упругости в геленочной части обуви.
Простилка – деталь, заполняющая пространство между затяжной кромкой.
7. Детали низа обуви
Основная стелька – деталь, к которой прикрепляют затяжную кромку заготовки верха и детали низа обуви.
Подошва – основная наружная деталь, расположенная под всей ходовой поверхностью стопы.
Накладка – деталь, скрепляемая с нижней частью подошвы по всей поверхности или в носочно-пучковой части для повышения противоскользящих, теплозащитных свойств и износостойкости изделия.
Рант – деталь, скрепляющая стельку с подошвой и верхом.

ИСТОРИЯ МУЖСКИХ ТУФЕЛЬ

Оксфорды — это шнурованные ботинки, самые классические, самые деловые, самые традиционные из всех.
Нетрудно догадаться, что родом эти ботинки из Великобритании, а точнее из Шотландии. Они появились еще в XVIII веке и первоначально получили название «балморалы», в честь шотландского королевского замка Балморал. Правда, балморалы того времени значительно отличались от современных: во-первых, они были значительно выше, а во-вторых, по бокам имели разрезы с застёжкой.


Балморалы

В XIX веке балморалы приобрели популярность среди студентов Оксфордского университета, поэтому тогда у них появилось второе, более распространенное название – оксфорды. Студенческая мода сильно повлияла на внешний вид ботинок: они стали короткими, разрез исчез и был заменён на шнуровку.


Мужские туфли фирмы Hurd Shoe Co. 1910г

1925г

1935г

Но если ботинки хоть в какой-то мере украшены перфорацией, то это Броги.

1940-49гг

Считается, что такую обувь с маленькими отверстиями стали делать для нужд шотландских и ирландских скотоводов, которые много ходили по сырой траве и которым требовались ботинки быстро высыхающие. И броги стали той самой обувью, которая удовлетворяла эту потребность: отверстия служили вентиляцией, так что благодаря им обувь, действительно, быстро избавлялась от влаги.

Оксфорд – броги

В XX веке в моду вошла разновидность оскфордов – броги. От классической модели они отличались перфорацией и иногда ещё и красивым мыском в виде буквы W. Своей популярностью броги обязаны Принцу Уэльскому Эдварду, который в свое время имел репутацию самого элегантного мужчины Старого Света. Он часто носил броги во время игры в гольф, и благодаря этому они вскоре стали обязательной частью гардероба всего британского высшего света.

Принц Уэльский Эдвард

В чем особенность именно оксфордов? Обратите внимание на шнуровку: в классических оксфордах передняя часть ботинка нашита поверх боковых частей, а не наоборот. Если использовать профессиональные термины, то это будет звучать так: союзка нашита поверх берцов.

Классические современные оксфорды

В вот Дерби – более свободный классический фасон с открытой шнуровкой. Берцы нашиты поверх передней части, которая составляет единое целое с язычком.


Классические дерби

Дерби в Англии называются «блюхерс» в честь прусского маршала Блюхера, участвовавшего в битве при Ватерлоо. Согласно легенде, солдаты армии Блюхера носили сапоги с открытой шнуровкой.

Монками называют ботинки с одним или двумя ремешками с пряжкой.

Изначально монки делались не из кожи, а из текстиля. Поэтому они были долговечными и дешевыми.

Носили их преимущественно люди, принадлежащие к духовному сословию. Название они получили соответствующее — «monk» (от английского — «монах»). Монахам было жаль времени на бесконечное завязывание и развязывание шнурков, поэтому в XI веке они придумали простые ботинки с широким ремешком и пряжкой в качестве застежки. Новую обувь было удобно и надевать, и снимать. При этом не требовалось абсолютно никаких усилий на переобувание.

Лоуферы (От англ. loafer — «бездельник»)


Первые упоминания о лоуферах, обуви на низком ходу, приходятся на 19 век. Британская компания Wildsmith Loafer создавала эту модель обуви для домашнего использования для короля Георга VI.

Мужские туфли 1805-1810гг

Современные лоуферы Alexander McQueen

В 1930-х годах в Норвегии лоуферы были летней домашней обувью простых сельских жителей и экспортировались в другие страны Европы где, впрочем, не пользовались особой популярностью. Но появившись на страницах американского журнала Esquire, напечатавшего фото норвежских ферм и предметов быта их населения, американцы обратили внимание на раннее неизвестную, но, судя по виду, очень удобную обувь. Предприимчивая семья из Нью-Хэмшера основала производство лоуферов под названием Weejuns (что по-английски перекликается с Norwegians). Комфортная незамысловатая модель обуви стремительно набирала популярность, и вскоре стала распространённой мужской повседневной обувью.

Отличить лоуферы от другой обуви можно по неизменному каблуку и отсутствию шнурков.

В 1950-х годах известный производитель багажа, товаров из кожи и акксесуаров Гуччо Гуччи начинает продавать лоуферы под своим именем. Их отличительной чертой стала позолоченная рамка-перемычка. Эта деталь до сих пор считается фирменным знаком обуви Gucci.


Лоуферы Gucci

Читайте далее:
Оцените статью
art-textil.ru
Добавить комментарий

три × четыре =