Адыгейский национальный костюм: фото и отличительные черты

Конспект НОД «Адыгейский национальный костюм» в разновозрастной группе

Скончебасова Сафиет Нурбиевна
Конспект НОД «Адыгейский национальный костюм» в разновозрастной группе

Непосредственная образовательная деятельность в разновозрастной группе МБДОУ №27 «Насып» на тему «Адыгейский национальный костюм».

Образовательные области: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Цель: знакомство с адыгейским национальным костюмом.

—познакомить детей с бытом и традициями адыгского народа;

—познакомить с символикой в украшении костюма;

—расширить кругозор, развивать любознательность;

—воспитывать интерес к традициям и обычаям народа.

Словарная работа: обогащать, активизировать речь детей

Материал: 2 куклы в национальных костюмах, фотографии с изображением адыгейских национальных костюмов, готовые орнаменты, полоски белой бумаги.

Непосредственная образовательная деятельность.

—Дети сегодня я хочу вас познакомить с адыгейскими национальными костюмами. А перед этим послушайте стихотворение Чуяко Дж. «Моя Адыгея»

Моя Адыгея

К лицу тебе горы,

Живешь ты без моря,

Но нету границы

У этой, как море

В аулах детишки

Спят на рассвете,

Бормочут, как дети.

Уносятся в небо,

Как птицы стальные,

И в рисовых чеках

Как в зеркале синем,

Ты вся отражаешься…

— О чем это стихотворение?

Правильно, это стихотворение посвящено нашей республике: в ней воспевается красота земли, его природные богатство.

Давайте повторим с вами, где мы живем.

— Как называется наш аул?

-Где оно находится?

-Наш аул находится в Красногвардейком районе, Республики Адыгея.

— Правильно, мы с вами живем в Республике Адыгея.

-Дети, а вы знаете, почему наша Республика так называется?

-Правильно, потому – что коренными жителями нашей республики являются адыги. От них произошло названия нашей республики. Наша республика одним из красивейших уголков России. Это просторные степи, богатые леса, цветущие сады, высокие горы. Люди, живущие в Адыгее приветливые, доброжелательные, живут дружно и мирно.

—Ребята, какие народности еще живут в нашей республике?

—Русские, татары, армяне, курды и многие другие национальности живут в нашей республике, то есть наша республика многонациональная. Несмотря на то наша республика многонациональна все народности живут в дружбе и согласии.

—Ребята, а сейчас давайте мы покажем, как дружно мы живем, дружно водим хоровод и стихи читаем дружно.

Становимся мы в круг широкий

В нем вижу всех друзей моих,

И адыгов, и узбеков,

Белорус и казах.

Встаньте в круг мои друзья.

Мы сейчас пойдем налево,

А теперь пойдем направо.

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Всем друзьям привет пошлем!

—Я очень рада вас видеть. Подарите друг другу улыбки.

—Ребята, подождите я слышу стук в дверь. Это пришли к нам гости. В гости я пригласила двух очаровательных кукол. Давайте познакомимся с ними – их зовут Дженета и Ильяс. Обратите внимание, как одеты наши гости, какие красивые у них наряды.

— Дети, а вы знаете, как называются эти костюмы?

—Это национальные костюмы адыгов. Костюмы эти к нам пришли из далекого прошлого, то есть эти костюмы носили давным-давно наши прабабушки и прадедушки. Национальный костюм народа рассказывает об ушедшей эпохе, об их быте, мировоззрении, эстетике, традициях, обычаях, истории своего народа.

—Сегодня мы с вами рассмотрим мужской адыгейский национальный костюм: называется он цые. Состоит он из черкески, папахи, бурки. Традиционно шили его из темной материи и ничем не украшали. Единственным украшением являлись газыри, в которых хранился сухой порох, соль, спички.

—Зато всю красоту адыгской земли вложили в женский костюм: называется он – сае. Сае состоит из нескольких частей: шапочка, шарф, платье и длинный халат без пуговиц с красивым поясом, украшенный орнаментом. Под халат одевалась шелковая рубашка с длинным рукавом, юбка. К узкому, длинному рукаву выше локтя пришивались нарукавники.

—Из каких частей состоит цые?

—Из каких частей состоит сае?

—Где можно увидеть такие костюмы, кто их носит?

—Верно, такие костюмы носят танцоры ансамблей «Нальмэс», «Исламей», одевают в праздничные дни или когда встречают высоких гостей.

—Почему женский костюм кажется таким необычайно красивым?

—Правильно, его сшили из красивой ткани, украсили вышивкой – орнаментом. Адыги издревле вышивали золотыми нитками. Девушки должны были сами украшать свой костюмы вышивкой – этим они демонстрировали свое мастерство рукодельницы. Отсюда и берет свои корни золотое шитье адыгов.

Дети, посмотрите, какую красивую шкатулку принесли наши гости. Как она красиво украшена, какие на ней красивые узоры.

Давайте посмотрим, что находится внутри шкатулки: здесь лежит шапка. Этим они нас приглашают поиграть в адыгейскую народную игру «Подлог шапки».

Дети представьте себе, что раньше не было красивых кукол, дорогих игрушек,

Телефонов, планшетов и дети придумывали игры, играли с тем, что находилось под рукой. Так и появилась эта игра.

Условия игры: все садимся в кружок, лицом к середине. Водящий бегает с шапкой вокруг сидящих, никто из вас при этом не оборачивается. Незаметно он подкладывает шапку кому-нибудь из вас. Тот кому подложили ее должен погнаться за ним и ударить шапкой по спине. Если он этого не сделает, он сам становится ловом и должен подбросить шапку сидящим. А если ребенок не заметил шапку, ему об этом говорят условным словом.

—Ребята, вам понравилась игра?

—Давайте посмотрим, что лежит еще в шкатулке: полоски белой бумаги, готовые заготовки орнаментов. Я скажу по секрету, что из них получатся красивые поясочки нашим куклам. Для этого мы возьмем заготовки узоров и приклеим на полоски бумаги.

Самостоятельная работа детей.

Кто приходил к нам сегодня?

Что больше всего вам понравилось?

Что узнали нового?

Презентация к ООД с детьми старшего дошкольного возраста «Русский национальный костюм» Презентация к ООД с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Русский национальный костюм» Цель: приобщение детей дошкольного возраста.

Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа» Спирина Екатерина Юрьевна Конспект «Бурятский национальный костюм» по познавательной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского.

Конспект НОД по аппликации на тему «Народный костюм» Цель: Продолжать знакомить с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать.

Конспект НОД «Дикие животные» в разновозрастной группе. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40 — Центр развития ребенка» Конспект НОД по образовательным.

Мастер-класс «Как быстро изготовить костюм для утренника в детском саду из подручных материалов. Костюм «Царица Осень» Делаем костюм «Царица осень» для детского утренника. Цель: показать, как быстро и просто приготовить костюм для утренника в детском саду.

Непосредственно образовательная деятельность «Национальный костюм мордвы» для средней группы Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Вид занятия: Развитие речи. Цель: Закрепление знаний детей о родном крае,.

Конспект НОД «Новогоднее веселье» в разновозрастной группе Тема: «Новогоднее веселье». Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях.

Открытый просмотр НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Национальный парк «Лосиный остров» Программное содержание: Формировать представления о заповедных местах, родного края. Расширять представление детей о разнообразии природного.

Адыгейский национальный костюм: фото и отличительные черты

Наверное, нет ни одной нации в мире, которая не пыталась модернизовать свою одежду, не дополняла бы и не сумела бы сохранить ее для своих потомков. Это дело долга, чести. Так и черкесы, меняя что-то старое и добавляя некие эксклюзивные элементы, пронесли через века свою национальную одежду, которую переняли многие народа Кавказа, в частности казаки.

Читать еще:  Что лучше для дивана - шенилл или флок? характеристики материалов. сравнение обивки для дивана.

Стоит отметить, что черкесы никогда не были таким народом, который менял свое место жительства по нескольку раз, чем не могли похвастаться их соседи, которые кочевали с места на место, долго не находя пристанища.

Северный Кавказ считался колыбелью многих народов и национальностей. Не обходилось без войн и междоусобиц. Итогом этих войн, а также тесного соседства стало то, что обычаи и традиции видоизменялись. Если один народ видел что-то хорошее у другого, как правило, перенимал это. Так и сложилась кавказская культура.

Исключительно красивый наряд, который мы сегодня называем «адыга фаща», начал формироваться еще в VI веке нашей эры. Это времена становления Византии, именно в тот момент адыги начали принимать христианство. Формирование национального костюма черкесов потребовало много времени. Окончательный вариант костюма адыги показали миру в конце ХVIII — начале XIX вв.

Исходя из того, что земля на территории Северного Кавказа сухая, а климат оптимальный, мировое сообщество смогло увидеть вещи, найденные во время раскопок: женские шапочки, платки, нижнее белье, украшенные серебром передники, шаровары и обувь.

Впервые про одежду черкесов заговорил арабский историк, географ и путешественник Масуди (X век нашей эры). Он писал: «Черкешенки шили свою одежду из шелка и красного бархата. Все орнаменты они вышивали золотыми нитками».

Одежда, которая дошла до нас сегодня, — это прототип того костюма, который носили черкесы в конце XIX и в начале XX вв.

У черкесов бытовали шлемы и кольчуги из железных или стальных колец, надевавшиеся на подкольчужник. Руки защищали металлическими налокотниками и боевыми рукавицами. Такого рода воинский костюм был, конечно, доступен только феодальной верхушке и, так же, как оружие, передавался из поколения в поколение. У мужчин верхней одеждой являлась черкеска, чаще всего черного, бурого или серого цветов. Длина черкески зависела от моды, обычная же длина – немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек – газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. Парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее – прямые широкие.

Под черкеску поверх нательной рубашки надевали бешмет – кафтан с высоким стоячим воротником, застежкой спереди посередине до пояса, длинными и узкими рукавами. Богатые шили бешмет из бумажной, шелковой или тонкой шерстяной материи, часто ярких цветов; крестьяне – из домотканого сукна, а позднее из бумажной ткани. Штаны шили из домашнего или покупного сукна, и они имели очень простой покрой – две штанины соединялись большим ромбовидным клином и собирались у пояса специальным шнурком. На ноги надевали кожаные или войлочные ноговицы и кожаную мягкую обувь со швом посередине подошвы – чувяки. Князья часто носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и вышитую золотом. Тонкая обувь из сафьяна служила признаком знатного происхождения. Упомянем еще кожаный узкий пояс с серебряными бляшками и подвешенными к нему сальницей, ружейной отверткой и кресалом.

Женщина надевала на тело прямую длинную рубаху из бумажной или шелковой ткани, чаще всего красного или оранжевого цвета. Она была видна в разрезе платья. Под рубахой носили шаровары, собранные внизу. С периода созревания на девушку надевался короткий кафтанчик, сходный по покрою с бешметом. На груди он застегивался несколькими (до 20) парами массивных серебряных застежек. Цвет кафтанчика – темно-красный, черный, реже – синий. Кафтанчик обшивали галуном, а рукава и в особенности полы его украшали золотым шитьем. Поверх кафтанчика надевали длинное платье, по покрою сходное с черкеской. Платье имело спереди разрез, через который были видны серебряные застежки кафтанчика и его полы, часто украшенные вышивкой.

Нарядное платье шили из бархата или шелка темных цветов и украшали галунами и золотым шитьем. Рукава платья в конце XVIII – начале XIX века делались длинными, разрезными, позднее стали шить платье с цельными рукавами до локтя, из-под которых были видны рукава кафтанчика и рубашки. Пояс с серебряной пряжкой дополнял нарядный костюм княжны или дворянки.

Молодые женщины, согласно местному обычаю, теплой одежды носить не могли. Они защищались от холода только шерстяной шалью.

Головной убор имел разнообразные формы, которые связывались с различными периодами жизни женщины. Девочка ходила в платке или даже с открытой головой, но когда она созревала для замужества, то надевала так называемую золотую шапочку, которую носила и после замужества до рождения первого ребенка. Шапочка имела высокий твердый околыш, украшенный золотым или серебряным галуном или вышивкой, закругленную, конусообразную или плоскую верхушку из сукна или бархата, украшенную галунами, а иногда и серебряной шишечкой на верхушке. Стоит отметить, что у черкесов больше в почете было серебро, нежели золото.

Поверх шапочки накидывался тонкий шелковый платок, конец которого заматывался вокруг шеи. Женский головной убор, надевавшийся после рождения первого ребенка, состоял из небольшого платка темного цвета. Волосы были совершенно скрыты. Платье и шаль дарил молодой женщине ее отец, к рождению ребенка. Перемена головного убора отмечала периоды отрочества, половой зрелости и перехода в разряд женщин-матерей.

На ногах носили сафьяновую или кожаную обувь, сходную с мужской – чувяки. Свадебная и вообще парадная обувь часто была красного цвета. Одним из показателей сословного различия служил цвет одежды. Платья красного цвета разрешалось носить только женщине дворянского происхождения. Обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями, была принадлежностью только женщины высшего сословия.

Остается загадкой по сей день, и никто не может ответить на этот вопрос – каким образом и при каких обстоятельствах казаки стали носить национальную одежду черкесов? Казаки переняли национальный костюм в 1828 году. В ходе боевых сражений генерал-лейтенанта Эммануэля начала раздражать разношерстная одежда казаков, и он ввел единую для всех форму – черкеску. 16 января 1831 года указом царя Александра II национальная одежда черкесов была упразднена для всей русской армии.

Если говорить о том, какое положение сегодня имеет национальная одежда черкесов, то нельзя говорить об этом без боли: черкесы ее уже практически не носят. Перенявшие эту одежду казаки носят ее намного чаще, чем адыги. Трудно будет найти семью, которая может похвастаться этой семейной реликвией. Трудно признать этот факт, но национальный костюм абсолютно забыт народом.

Потрясшая весь мир «фаша» теперь стала достоянием музеев и национальных ансамблей.

Как бы тяжело ни было жить в нашем мире, но черкесы потихоньку возвращаются к своим истокам, заново познавая культуру, традиции, обычаи своего великого народа. Пройдет время, и наши дети вновь наденут свою национальную одежду с гордостью, не забывая о своих предках, которые костьми легли, но дали будущее своим потомкам.

Адыгейский национальный костюм

В данной презентации представленны мужские и женские национальные адыгские костюмы.

Просмотр содержимого документа
«Адыгейский национальный костюм»

Адыгский костюм соответствует внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа. Одежда адыгов подразделялась на повседневную, и праздничную. Она отличалась своеобразием орнамента, цветовой гаммой и символами. У наших предков была красивая, яркая, разноцветная и очень удобная одежда. Отличительные особенности адыгского костюма — присутствие традиционных атрибутов: шапки, пояса, нагрудника и вышивки ручной работы.

Адыгейский костюм был богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок. Женский адыгейский костюм включал: верхнее платье – сае, нижнее платье – джанэ, короткий кафтанчик – кIэкIы, шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф – шъхьатехъу, пояса – бгырыпх, который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки – цокъэхъурай.

Читать еще:  Органайзер для носков своими руками. что понадобится? несколько способов изготовления.

Сае шилась из парчи и бархата, летнее или праздничное – из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными разрезами впереди. Платье плотно облегало фигуру и застегивалось на талии 2 – 3 крючками. К длинным и узким рукавам пришивали широкие, длинные лопасти (Iэнцогъу), которые были красиво орнаментированы. Платье было синего, темно-зеленого, черного, коричневого, темно-красного цветов.

Нижняя часть платья состояла из семи клиньев.

Шапочка (паIо) изготавливалась из твердой прессованной ткани, покрытой бархатом. Она расшивалась замысловатыми рисунками, поверх нее набрасывался светлый шарф, который украшался орнаментом. Головным убором женщин являлись платки, шапочки. Девочки и замужние женщины носили платки, девушки – «золотые шапочки» («дышъэ паIо»). Носили их и замужние женщины до рождения первого ребенка.

У адыгов существовало несколько видов шапочек. У одной шапочки нижняя часть обтягивалась широкими, а верх узкими галунами. Другая же изготавливалась из галуна, но имела сафьяновую подкладку и заостренный куполообразный верх. Шапочка, шитая из золота или серебра, считалась самой нарядной и переходила по наследству от матери к дочери.

Обязательным элементом женского костюма служил пояс (бгырыпх). Он делался из кожи (шириной в 3 – 4 см), расшивался и имел серебряную или металлическую пряжку с позолотой.

Женские чувяки (цокъэхъурай) – традиционная обувь адыгейских женщин. Они изготавливались из мягкой кожи светлых тонов, иногда расшитой национальным орнаментом. Женская обувь мало отличалась от мужской. Она была только изящней и богаче украшенной. Также обувью были чувяки, башмаки, сафьяновые и войлочные носки-маист, ходули, туфли. У женщин высших сословий была распространена специальная обувь (пхъэ цуакъэ) – деревянные ходули на двух ножках высотой 12 см, обтянутые бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями. Эта обувь была парадной, свадебной.

Мужской костюм был более строг: черкеска – цые, бешмет – кIако, шаровары – гъончэдж, шапка – паIо, папаха – пэIобырац, башлык – шъхьархъон, пояс – бгырыпх, кинжал – къамэ, ноговицы – майстэ, бурка – кIакIо. Черкеска для праздников из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладали черкески темного цвета. Верх черкески плотно облегает фигуру, на груди вырез со сквозным разрезом на полы, которые на талии имеют узелковые застежки. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачивались. На груди пришивалось от 16 до 24 патронниц – газыри, которые обложены серебряным галуном. Ниже патронниц делаются два боковых кармана для натруски с порохом и еще таких два ниже талии.

Бешмет был из тонкой шерсти или плотного шелка. Высокий стоячий воротник застегивался на мелкие узелковые пуговицы или скрытые крючки. Верх бешмета плотно облегал фигуру, а низ не доходил до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетом, стегивающимся на узелковые пуговицы. Бешмет надевался под черкеску, он длиннее черкески и виден был из под нее. О бешмете мало сведений, но о том, что под черкеску адыги носили одежду из шелка и другой ткани, украшенную золотом или серебряным шитьем и галуном, имеются сведения. Эти украшения говорят о том, что адыги могли его носить без черкески, как праздничную одежду.

Шаровары шились из черной ткани (шерсти или тяжелого плотного шелка).

Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный набор и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал, ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой. Кожаные ноговицы из черной, белой или цветной кожи завершали мужской костюм. У колена они опоясывались узким наборным ремешком.

Адыгейский национальный костюм фото

Национальный костюм является одной из важных составляющих культуры того или иного народа, рассказывающей о его обычаях и истории развития. Многие люди могут не знать подробностей развития таких малознакомых стран, как Шотландия, но при виде одетого в клетчатую юбку мужчины практически у всех всплывает в голове название «шотландский килт».

Об одной из многочисленных национальностей России, живущей на Кавказе, черкесах, или как их еще называют адыгах, могут рассказать расшитые золотом женские и мужские костюмы. За свою манеру одеваться этот народ получил заслуженное звание «законодателей кавказской моды».

Особенности адыгейского национального костюма

Окончательный вариант своего костюма адыги продемонстрировали в конце восемнадцатого века. С тех времен он носит общее название — адыгафаша. До этого, как показывают результаты раскопок, свою одежду черкесы украшали золотыми и серебряными нитями, шили из дорогих и благородных тканей – бархата и шелка.

Современный костюм также нельзя назвать скучным и однообразным, его по-прежнему украшают узоры из золота и серебра, а предпочтительным цветом верхнего женского платья является красный.

Справка! Как и в большинство народных костюмов, национальная черкесская одежда имеет гендерное разделение. Мужская одежда носит название черкеска, женская – сае.

Основные черты и виды женского адыгейского костюма

Женский национальный костюм состоит из нескольких элементов:

  1. Нательной рубахи. Рубаху в пол, которая виднелась в разрезах верхней одежды, надевали на голое тело, чаще всего она была бордового либо желтого цвета. Под ней носили удобные шаровары свободного кроя;
  2. Кафтана. С того момента как черкешенка достигала полового созревания, поверх рубахи она начинала носить короткий кафтан с большим количеством серебряных застежек на груди. Цвет одежды был либо красный, либо черный, его украшали золотым шитьем по краям рукавов и полам;
  3. Верхнего платья. Повседневное платье шилось из простых тканей и расшивалось цветными нитями лишь по краям подола и рукавам. Спереди на платье делался разрез, через который просматривался кафтан и его красивые застежки. Праздничные платья изготавливались из шелка или бархата и щедро украшались золотой тесьмой. Наряд дворянки дополнял пояс с большой пряжкой;
  4. Головного убора. Не всегда женщины носили головные уборы, их присутствие зависело от возраста, положения в обществе и мероприятия, для которого и подбирался наряд. Маленькие девочки могли ходить с непокрытой головой до тех пор, пока не созреют для замужества и деторождения. Замужние женщины носили шапочку из бархата с искусной затейливой вышивкой или тесьмой. В зависимости от количества детей у женщины, внешний вид ее шапочки видоизменялся и дополнялся новыми деталями.
  5. Обуви. На ногах черкешенки носили либо кожаные, либо сафьяновые туфли. Женщины, состоявшие в высшем сословии, носили на ногах прототипы современной обуви на танкетке – ботинки с толстой и высокой подошвой, вырезанные по форме ноги и оббитые дорогими тканями.

Основные черты и виды мужского адыгейского костюма

Мужчины, принимавшие участие в военных действиях, носили шлемы, налокотники, рукавицы и кольчуги, защищавшие их в боях. Такие доспехи передавались по наследству из поколения в поколение и сегодня дошедшие до нас экземпляры являются музейными экспонатами.

Черкесский мужской костюм, как и женский, состоит из нескольких частей:

  1. Нательной рубашки. Длинная рубашка из простой белой ткани надевалась на голое тело;
  2. Бешмета. Поверх рубахи мужчины носили бешмет – кафтан с длинными и узкими рукавами, воротником-стойкой и застежкой на груди. Богатые князья носили бешмет, пошитый из легкой шерсти или шелка ярко-красного или черного цвета. Крестьянские кафтаны были попроще – из домотканого сукна;
  3. Штанов. Штаны имели простой крой – между собой штанины соединялись клином и затягивались тонким ремнем на поясе;
  4. Черкески. Верхняя часть мужского костюма чаще всего была или серого или бордового цвета. Длина первых черкесок была ниже колен позднее, в зависимости от моды, она либо укорачивалась, либо становилась еще длиннее. Спереди на черкеску нашивали карманы для пороховых газырей;
  5. Обуви. На ногах мужчины носили поверх войлочных или кожаных ноговиц мягкую обувь – чувяки. Князья носили расшитые сафьяновые башмаки из тонкого сафьяна.
Читать еще:  Как ухаживать за обувью из нубука: зимой, в домашних условиях

Каждый из дошедших до нашего времени адыгейских костюмов, шился вручную. Девушек с раннего возраста обучали навыкам шитья и вышивки. Сегодня, к сожалению, черкесы практически позабыли о том, как одевались их предки. Национальные костюмы лишь изредка используются на праздниках и торжественных мероприятиях, посвященных истории народа. Чаще их можно увидеть на фото.

Презентация урока «Адыгейский национальный костюм»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Адыгейский национальный костюм.

Адыгский костюм соответствует внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа. Одежда адыгов подразделялась на повседневную, и праздничную. Она отличалась своеобразием орнамента, цветовой гаммой и символами. У наших предков была красивая, яркая, разноцветная и очень удобная одежда. Отличительные особенности адыгского костюма — присутствие традиционных атрибутов: шапки, пояса, нагрудника и вышивки ручной работы.

Женский костюм Адыгейский костюм был богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок. Женский адыгейский костюм включал: верхнее платье – сае, нижнее платье – джанэ, короткий кафтанчик – кIэкIы, шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф – шъхьатехъу, пояса – бгырыпх, который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки – цокъэхъурай.

Сае шилась из парчи и бархата, летнее или праздничное – из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными разрезами впереди. Платье плотно облегало фигуру и застегивалось на талии 2 – 3 крючками. К длинным и узким рукавам пришивали широкие, длинные лопасти (Iэнцогъу), которые были красиво орнаментированы. Платье было синего, темно-зеленого, черного, коричневого, темно-красного цветов.

Нижняя часть платья состояла из семи клиньев. Шапочка (паIо) изготавливалась из твердой прессованной ткани, покрытой бархатом. Она расшивалась замысловатыми рисунками, поверх нее набрасывался светлый шарф, который украшался орнаментом. Головным убором женщин являлись платки, шапочки. Девочки и замужние женщины носили платки, девушки – «золотые шапочки» («дышъэ паIо»). Носили их и замужние женщины до рождения первого ребенка.

У адыгов существовало несколько видов шапочек. У одной шапочки нижняя часть обтягивалась широкими, а верх узкими галунами. Другая же изготавливалась из галуна, но имела сафьяновую подкладку и заостренный куполообразный верх. Шапочка, шитая из золота или серебра, считалась самой нарядной и переходила по наследству от матери к дочери.

Обязательным элементом женского костюма служил пояс (бгырыпх). Он делался из кожи (шириной в 3 – 4 см), расшивался и имел серебряную или металлическую пряжку с позолотой. Женские чувяки (цокъэхъурай) – традиционная обувь адыгейских женщин. Они изготавливались из мягкой кожи светлых тонов, иногда расшитой национальным орнаментом. Женская обувь мало отличалась от мужской. Она была только изящней и богаче украшенной. Также обувью были чувяки, башмаки, сафьяновые и войлочные носки-маист, ходули, туфли. У женщин высших сословий была распространена специальная обувь (пхъэ цуакъэ) – деревянные ходули на двух ножках высотой 12 см, обтянутые бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями. Эта обувь была парадной, свадебной.

Мужской костюм Мужской костюм был более строг: черкеска – цые, бешмет – кIако, шаровары – гъончэдж, шапка – паIо, папаха – пэIобырац, башлык – шъхьархъон, пояс – бгырыпх, кинжал – къамэ, ноговицы – майстэ, бурка – кIакIо. Черкеска для праздников из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладали черкески темного цвета. Верх черкески плотно облегает фигуру, на груди вырез со сквозным разрезом на полы, которые на талии имеют узелковые застежки. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачивались. На груди пришивалось от 16 до 24 патронниц – газыри, которые обложены серебряным галуном. Ниже патронниц делаются два боковых кармана для натруски с порохом и еще таких два ниже талии.

Бешмет был из тонкой шерсти или плотного шелка. Высокий стоячий воротник застегивался на мелкие узелковые пуговицы или скрытые крючки. Верх бешмета плотно облегал фигуру, а низ не доходил до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетом, стегивающимся на узелковые пуговицы. Бешмет надевался под черкеску, он длиннее черкески и виден был из под нее. О бешмете мало сведений, но о том, что под черкеску адыги носили одежду из шелка и другой ткани, украшенную золотом или серебряным шитьем и галуном, имеются сведения. Эти украшения говорят о том, что адыги могли его носить без черкески, как праздничную одежду. Шаровары шились из черной ткани (шерсти или тяжелого плотного шелка).

Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный набор и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал, ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой. Кожаные ноговицы из черной, белой или цветной кожи завершали мужской костюм. У колена они опоясывались узким наборным ремешком.

  • Кедахежева Сусанна Казбековна
  • Написать
  • 1487
  • 01.04.2018

Номер материала: ДБ-1389677

  • 01.04.2018
  • 212
  • 01.04.2018
  • 111
  • 01.04.2018
  • 242
  • 01.04.2018
  • 179
  • 01.04.2018
  • 232
  • 01.04.2018
  • 139
  • 01.04.2018
  • 69
  • 01.04.2018
  • 151

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector