Что такое кокошник? значение головного убора в старину и в современности. подробно о деталях и мистических особенностях.

Что такое кокошник? значение головного убора в старину и в современности. подробно о деталях и мистических особенностях.

Кокошник: История «запретной женственности»

Текст: Ксения Обуховская

Чемпионат мира по футболу — 2018. Лето проходит под знаменем мультикультурализма и возвращения к корням одновременно. В Москве —перформанс дизайнера Марии Казаковой, работающей над маркой Jahnkoy, которая обращается к традиционным русским практикам ремесла, а на улицы возвращается кокошник.

Кажется, этот традиционный головной убор успел этим летом побывать везде: от голов российских болельщиц до аргентинских туристов. Общее впечатление подтвердилось ещё и статистикой: по данным РБК, продажи кокошников выросли в 16 раз, а вдохновлённые производители уже собираются делать их на экспорт. Вспоминаем, когда на Руси появились первые кокошники, и пробуем разобраться, что они означали.

Откуда взялся кокошник

Начать стоит с того, что женские волосы в славянской мифологии — образ довольно устрашающий. Считалось, например, что распущенные волосы замужней женщины способны принести несчастье и её семье, и всей деревне. Поверье, запрещающее ходить «простоволосой», положило начало всевозможным головным уборам, которые сменяли друг друга в зависимости от динамики торгового и культурного обмена Руси. Со временем от простых покрывал и всевозможных «рогатых» головных уборов (венцов у незамужних, кибалок и сорок у замужних) в обрядный обиход богатых русских женщин входит кокошник.

Происхождение у всем известного этнического головного убора неясное. Впервые его название (происходит от слова «кокош» — «петух», в честь формы кокошника), упоминается только в XVII веке. Тем не менее описания головного убора в виде гребня и пластины историки находили ещё в новгородских летописях X века. Существует как минимум три версии появления кокошника на Руси. Первая и самая популярная — «византийская». С развитием торговли между странами вместе с крестом и православием дочери русских князей переняли у византиек высокие головные уборы, которые те начали носить ещё в период эллинизма. Впрочем, по двум другим версиям, у кокошника монгольское или мордовское происхождение.

Откуда бы ни пришёл кокошник, на Руси он быстро ассимилировался, видоизменился и стал повсеместным явлением

Откуда бы ни пришёл кокошник, на Руси он быстро ассимилировался, видоизменился и стал повсеместным явлением. Так, изначально кокошник считался праздничным женским головным убором у знати, надевали его на свадьбу, а в повседневности носили его упрощённое подобие. Крестьянки долго носили сороки и убрусы, кокошник был им не по карману. Но со временем кокошники или их подобие (головной убор с высоким очельем) освоили и в деревнях. Виды кокошников, их украшения и вышивка разнились от местности: в центральных районах России были кокошники, напоминавшие полумесяц (которые мы все привыкли видеть), на севере — однорогий конус, в южных — двурогий.

Кокошник был повсеместно популярен вплоть до европейских реформ Петра I. Император упразднил его среди дворянок и боярышень, и с тех пор за кокошником закрепилось лишь сугубо обрядное и символическое назначение, а привычка носить его сохранялась только в деревнях. Впрочем, у головного убора было ещё несколько модных пришествий: Екатерина II, демонстрируя близость к народу, позировала в нём для парадных портретов, а во времена Николая I, который ввёл придворный мундир для женщин, имитирующий русский народный костюм, кокошник стал его обязательной частью. Последнее государственное явление кокошника можно датировать 1903 годом: он появился на дамах во время костюмированного бала, приуроченного к 290-летию дома Романовых, на который русский высший свет нарядился в костюмы допетровской Руси. Стоит ли говорить, что после революции с «имперским духом» было покончено, а традиция носить национальные костюмы, даже по праздникам, ушла вместе с царской семьёй.

Мистическое и социальное значение

С кокошником связано множество обрядов и, как водится в русской традиции, мистических суеверий. Девичьи и женские кокошники отличались своей конструкцией: незамужняя девушка могла носить только гребень, не прикрывая макушку и косу (конечно же, для привлечения мужчин), замужняя же женщина была обязана носить кокошник с покрывалом для волос — следы всё той же дохристианской демонизации.

С кокошником был связан и обряд «прощания с девичьей красотой» после венчания: косу девушки перезаплетали в две косы и покрывали голову кокошником с кисеёй, спадавшей до плеч, или платком, который завязывали под подбородком. Таким образом, кокошник стал своеобразным маркером социального статуса женщины.

Женственность на Руси, с одной стороны, вызывала страх, а с другой — её сакрализировали

Кокошник надевали по праздникам, в обычное же время носили повойники или венцы, которые его напоминали. К свадьбе, в том числе и крестьянской, семья невесты старалась приобрести для неё жемчужный кокошник, более дешёвые версии считались позором и плохой приметой. Если же денег не было, жемчужный кокошник занимали у богатых соседей, и женщина носила его вплоть до рождения первенца, а в передовых губерниях — три дня после свадьбы. Кокошник хранился в семье не одно поколение: передавался от матери жене сына или же старшей дочери и был весомой частью приданого. Уже после революции эмигрантки, многие из которых основали свои дома моды в Париже, ввели в европейский быт элементы славянской моды. Так, свадебный венец, который отдалённо напоминает традиционный русский кокошник в форме полумесяца, стал популярным в 1920-е.

Значение вышивки

Обычно головной убор делали мастерицы-кокошницы в городах или же в больших сёлах. Кокошники продавали на ярмарках, а иногда делали на заказ. В ход шла дорогая ткань, которую расшивали золотыми и серебряными нитями, бисером, цветными камнями в металлической оправе, а потом натягивали её на бересту. Кокошники украшали жемчужными подвесками, которые спускались на лоб, — их называли подницей; в XVIII веке такие уборы могли себе позволить только очень богатые семьи. Каждая нить и узор на были там неспроста: традиционно по центру располагался символ плодородия, а по бокам — фигуры лебедей как символ верности супругу и семье.

Тыльную часть украшало дерево («древо жизни»), каждая ветвь которого имитировала новое поколение, а на ветвях располагалась всевозможная флора и фауна. На каргопольских кокошниках (Архангельская область) были вышиты золотые звёзды, на «лбу» обычно располагалось солнце, а по бокам — небесные знаки. Набор тайных знаков служил ещё и оберегом, женственность на Руси, с одной стороны, вызывала страх, а с другой — её сакрализировали.

Национальный символ

На нынешнем фестивале футбола кокошнику суждено было стать символом всего «русского». Во-первых, кокошник — это красиво, а во-вторых, в массовом бессознательном это атрибут всего сказочного, от Царевны-Лебедь до Cнегурочки. Кокошник, как часть народного костюма, хранит в себе традиции вышивки и ремесла, которые незаслуженно забыты. Уже сейчас подобия кокошников можно найти у европейских инстаграм-брендов — например, у Eliurpi. Так что вслед за вышиванкой он вполне может стать новым модным трендом.

При этом мало кто отдаёт себе отчёт в том, что исходно кокошник был символом стигматизации самого женского образа. Так что нынешний уход в сторону маскарадности (на чемпионате мира кокошник массово надевали на себя и мужчины) — разумное свидетельство того, что женских волос, как и женщин в целом, бояться не следует, ну а замужним (да и незамужним) женщинам волосы можно и не скрывать.

Что такое кокошник?

Кокошник – элемент русского национального костюма, загадочный и затейливый головной убор, украшающий всех женщин, когда-либо его носивших, не имеющий аналогов в мире по сложности и красоте. Итак, что же это такое и как он выглядит?

Что это за головной убор?

Кокошник — это высокая, расшитая, нарядная конструкция женского головного убора, скрывающая волосы. В названии — древнерусское слово «петух». Наверное, его геометрия ассоциировалась у наших предков с петушиным гребнем. Символично, что главной отличительной чертой его является наличие оригинального элемента – гребня, вокруг которого и строится вся композиция.

Кокошник представлял собой лёгкую конструкцию в виде веера или опахала, волосник или шапочка пришивались к нему, затейливо украшенные. Плотный охват головы гарантировал надёжную посадку и скрывание заплетённых или уложенных волос.

В каждом регионе кокошник имел свою форму. Одни губернии славились однорогими кокошниками, другие носили двурогие. Деревни, расположенные на незначительном расстоянии друг от друга, могли носить шапочки или полумесяцы.

Важно! По головному убору на Руси можно было определить многое. Кокошник служил показателем статуса своей владелицы, её социального положения, возраста и местности происхождения.

Историческая справка

Появление в женском наряде такого затейливого головного убора доподлинно не выяснено. Историки допускают версию создания подобного сложной конструкции как заимствование от византийских матрон, которые украшали себя диадемами, крепившимися к волосам с помощью ленточек. Так или иначе, но кокошник известен на Руси больше 10 веков, чему существуют многочисленные подтверждения, найденные в раскопках древних курганов.

Пётр 1 запретил для знати ношение русских платьев, но крестьянство поддерживало многовековые традиции и продолжало носить сарафаны и кокошники. Их реабилитация произошла при Екатерине Великой, которая ввела в моду многое из русской жизни, в том числе и головные уборы. Отечественная война 1812 года моду закрепила, да так, что кроме кокошников с фатой знатные женщины стали носить платья, напоминавшие русские сарафаны высоким кроем стиля ампир.

Посетители картинных галерей, к примеру, Русского музея в Санкт-Петербурге, могут воочию убедиться в популярности русского костюма среди российской аристократии. Практически все женские портреты XVIII—XIX веков демонстрируют красавиц в нарядных светских туалетах с кокошником и фатой на голове.

Женщины из царских фамилий тоже одевались согласно моде тех лет. Их головные уборы украшались не только жемчугами, но и драгоценностями значительной величины, а фата выполнялась из тончайших, эфирных тканей и спускалась зачастую до самого пола.

Придворные дамы носили по западному открытые наряды и русский кокошник, который сохранялся у светских львиц вплоть до революционных событий начала XX века.

Открывшие дома мод в начале прошлого века русские эмигранты в Париже стали вводить в быт европейцев славянские традиции. Например, в это время их стараниями стал популярен свадебный венец, созданный по российским мотивам в форме кокошника-полумесяца.

Очень многие невесты вышли замуж в тиарах, по сути являвшимися русским головным убором. А голливудские актрисы в 20–30-х годах прошлого века обожали показываться в обществе в богато украшенных кокошниках. И даже королева Англии Мария, которая доводится Елизавете Второй бабушкой, шла к венцу с тиарой (полумесяцем) на голове.

О кокошнике подробно

В разных губерниях России носили разные по форме, конструкции, деталям, украшениям кокошники. Обычно это связывалось с региональными обычаями выкладывания волос, которые собирались косами либо жгутом. Их закручивали вокруг головы, выкладывали надо лбом, разделяли надвое и прятали в области висков, маскировали их на затылке.

Виды кокошников

Использование разных головных уборов, объединённых общими признаками, объясняется проживанием женщин на разных территориях. В зависимости от этого можно подразделить их на следующие группы:

  • рогатый (однорогий или двурогий) кокошник;
  • седлообразный — представляющий собой особый головной убор, где передний элемент высоким округлым верхом, как седлом приподнимается над задней частью. Он всегда сопровождался налобником в виде расшитой ленты или узенькой тканевой полоски с вышитым орнаментом;
  • круглая форма плоскодонной шапки — всегда очень богато украшена, эту разновидность нельзя было встретить без вышивки золотыми или серебряными нитями, бисера, перламутра или жемчугов. Сверху накидывался сложенный углом платок, края которого фиксировались под подбородком;
  • кокошники, имеющие плоский овальный верх, выступы возле лба и лопасти в зоне ушей — эти головные уборы венчал белый платок, на котором золотом были вышиты орнаменты.

Однорогие кокошники имели деление на три вида:

  1. как равнобедренный треугольник;
  2. как конус с удлинённой передней частью;
  3. как высокая шапочка с плоскоокруглым верхом.

Из чего их делали?

Основой для них служила береста, позже их делали из плотного картона. Обшивали богатыми тканями, использовали бархат, парчу, кумач. Покрывалом для волос служили тонкие, лёгкие материалы. Украшения не мыслили без вышивки, позумента, бисера, жемчуга, бус, в моделях для богатых жён и дев присутствовали драгоценные каменья.

Детали и их значение

Кокошник дополнялся и украшался разными видами лопастей, обнизей, позатыльников и другими деталями, которые в разных регионах могли значительно отличаться друг от друга:

  1. Обнизи (поднизи) скрывали лоб до надбровных дуг или чуть ниже их в виде сеточки из жемчуга или бисера.
  2. Позатыльник прятал уложенные на затылке волосы. Шили его холщовым, но с бархатной настрочкой, сзади него фиксировали тесёмками.
  3. Сбоку кокошник часто украшался ряснами – длинными нитями из жемчуга или бисера.
  4. Лопасти закрывали уложенные волосы в области ушей.

Что означает вышивка?

Необычные узоры с чередующимися элементами размещались на самых видных частях кокошника. Воплощение символов и обрядов в древних народных орнаментах нашло своё отражение в вышивке на гребне и очелье головного убора.

Солнце как символ источника жизни в древних верованиях обладало величайшей силой, которая очищала и защищала человека. Этим символом украшаются подавляющее большинство вышивок, расположившихся на нарядах и предметах быта россиян. Земле предавались человеческие черты. Она представлялась русичам женщиной, которая высоко подняла руки с птицами.

Ещё одним из популярных символов, присутствующих на вышивке, являлась птица. Русский человек всегда считал, что птица может принести ему только одно добро. Конь выступал как символ хранителя домашнего очага и воспринимался самым сильным домашним животным. Дерево, древо жизни — самый древний символ, который воплощает понятия предков об устройстве мира (Вселенной). Их наивные представления о райских садах в небе и о произрастании там чудо-дерева, которое приносит волшебные плоды, нашли отражение в орнаментах вышивки кокошников.

Дополнения к наряду с кокошником

Верх его часто покрывался убрусом или фатой (дымкой, вуалью). Платок носили, сложив его треульником. Способ соединения концов платка — закалывание в области шеи. Прекрасное тонкое покрывало-фату тоже носили заколотым впереди или же позволяли ему свободно спускаться и закрывать плечи, спину, грудь.

Важно! Убрус – платок из шёлка или шерсти, с плотными вышитыми орнаментами золотом и серебром. Фата — головная накидка из тонких, лёгких тканей, расшитых по краям или украшенных понизу узкими полосками кружева или позументов.

Мистика и обряды, связанные с ним

В представлениях русичей, женские волосы должны были обязательно покрываться головным убором. Считалось, что непокрытые, они навлекают несчастье не только на их обладательницу, но на семью и весь род. Чего только не приписывали несоблюдению традиций: болезни и падёж скота, неурожай, всяческие несчастья с близкими.

С жены, изменившей мужу, перво-наперво срывали повойник, чтобы волосы были видны всем. Таким образом грех выставлялся на всеобщее осуждение. Блудницы, русалки ходили с распущенными волосами. Отсюда происхождение слов «распущенность» и «опростоволоситься».

Девушки надевали кокошник, оставляя открытыми волосы на макушке и косу. Густая и длинная, она считалась символом девичьей красоты и служила для привлечения внимания потенциальных женихов. Замужняя женщина имела право на ношение кокошника только с покрывающим слоем, под которым прятали волосы полностью.

После венчания, когда статус девушки менялся, проводился обряд, на котором женщина прощалась со своей девичьей красой. Под печальные песни косу невесты расплетали и заплетали из одной две. Свекровь надевала на невестку кокошник с тонким покрывалом, иногда кисею заменяли платком, завязывая его по-бабьи, снизу подбородка.

Этот головной убор был праздничным, в повседневности его не носили. В ходу были повойники, которые заменялись невысокими венцами. Невеста должна была выходить замуж в жемчужном кокошнике. Дешёвые его варианты покрывали позором семью. Если купить дорогой головной убор родители не имели возможности из-за бедности, то брали на время в соседских семьях.

Носили его по праздникам до рождения первого ребёнка, затем кокошник возвращали хозяевам. В наиболее крупных и прогрессивных регионах обязательное ношение кокошника после свадьбы определялось трёхдневным сроком. Собственные жемчужные уборы очень бережно хранили и передавали старшей невестке, а за неимением таковой – старшей дочери как весомую часть приданого.

Какое место кокошник занимает в современной моде?

Этот головной убор как часть традиционного русского костюма всегда присутствовал на сцене. Артисты певческих и танцевальных коллективов, исполняющие в репертуаре народные песни и танцы, демонстрируют на концертах кокошники невероятной красоты, выполненные в народных и современных техниках:

  1. Как часть карнавального наряда или костюма Снегурочки, оригинальный головной убор популярен уже не одно десятилетие.
  2. Королева Амидала из «Звёздных войн» во втором эпизоде появляется в золотом дорожном костюме с головным убором, в основу которого положен русский кокошник.
  3. Французский модный дом Карла Лагерфельда для представления новой коллекции 2008–2009 годов Paris-Moscou использовал кокошник как отправную точку для создания фантазийных образцов головных уборов моделей на подиуме.
  4. Прошедший в России футбольный чемпионат сделал его трендом, который примеряли на себя и женщины, и мужчины, и дети. Хоть болельщики с самой первой игры появлялись на трибунах в российских головных уборах, взлёт был определён знаменитой «троицей в кокошниках» на матче сборных России и Испании. Продажи национального головного убора взлетели, подогреваемые спросом иностранных болельщиков на русские сувениры. Так кокошник стал эмблемой ЧМ-2018.

Что такое кокошник? значение головного убора в старину и в современности. подробно о деталях и мистических особенностях.

Кокошник — это старинный головной убор, символ русского национального костюма. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» («курица», «наседка»). Их носили только замужние женщины: с давних времен считалось, что, выйдя замуж, нужно покрывать голову и прятать волосы. Форм кокошника было очень много, однако сейчас наиболее известной считается форма шапочки с плоским или выпуклым дном, к которой крепился высокий гребень в виде треугольника или полумесяца. Основу такого гребня делали из плотной бумаги или проклеенного холста, обтягивали его дорогой тканью — бархатом или штофом, — украшали позументом, аппликациями из парчи, вышивали золотыми или серебряными нитями, бисером, бусами или жемчугом, а иногда и драгоценными камнями. Поверх кокошников иногда носили кусок ткани, закалывая его под подбородком. Это могла быть или тончайшая вуаль-фата, или платок, или убрус — плотное покрывало, украшенное вышивкой.

Когда именно начали носить кокошники — точно неизвестно, однако уже начиная с X века древнерусские женщины надевали головные уборы, которые их напоминали. Со временем кокошник стал неотъемлемой частью русского костюма. Само слово «кокошник» в первый раз встречается в документах XVII века. Поначалу их носили женщины всех слоев населения, однако после реформ Петра I кокошники остались только в традиционном костюме — крестьянском, мещанском и купеческом. Их делали специальные мастерицы, «кокошницы». Даже в бедных семьях стремились обзавестись нарядным головным убором, который бережно передавался от поколения к поколению. В повседневной жизни кокошники не носили, приберегая для торжественных случаев. Праздничный русский костюм делал женскую фигуру статной, массивной, и большой нарядный кокошник достойно венчал этот образ.

Незамужние девушки тоже носили высокие головные уборы, так называемые венцы, однако они не закрывали волосы. Впоследствии кокошниками стали называть любые украшения с высоким «очельем» и перестали соотносить их с семейным статусом.

Проник кокошник и в придворный костюм. Еще Екатерина II, подчеркивая близость к русскому народу, c удовольствием позировала в нем для портретов и поощряла придворных появляться в кокошниках на маскарадах. А знаменитый русский мемуарист Филипп Вигель вспоминал, как во время Отечественной войны 1812 года многие патриотично настроенные дамы «оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались».

В 1834 году Николай I ввел женский придворный мундир в виде платья в русском стиле и соответствующего головного убора: для замужних дам — кокошника, для незамужних — «повязки» (упоминавшийся выше венец). Каждому рангу, от фрейлины до статс-дамы, полагались свой цвет и отделка формы. Французский путешественник, маркиз де Кюстин, в путевых записках «Россия в 1839 году», описывал кокошник так: «Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден. Голову их венчает убор, похожий на своего рода крепостную стену из богато разукрашенной ткани или на невысокую мужскую шляпу без дна. Этот венец высотой в несколько дюймов, расшитый, как правило, драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, оставляя лоб открытым; самобытный и благородный, он очень к лицу красавицам, но безнадежно вредит женщинам некрасивым».

У супруги Александра III, императрицы Марии Федоровны, была восхитительно красивая бриллиантовая тиара в виде кокошника. Ее сестра Александра, будущая жена британского короля Эдуарда VII, заказала такую и себе — и так возникла мода на драгоценные кокошники. Тиара Александры Датской до сих пор хранится в коллекции драгоценностей Елизаветы II, и ее называют «русской тиарой-кокошником».

Кокошник — это старинный головной убор, символ русского национального костюма. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» («курица», «наседка»). Их носили только замужние женщины: с давних времен считалось, что, выйдя замуж, нужно покрывать голову и прятать волосы. Форм кокошника было очень много, однако сейчас наиболее известной считается форма шапочки с плоским или выпуклым дном, к которой крепился высокий гребень в виде треугольника или полумесяца. Основу такого гребня делали из плотной бумаги или проклеенного холста, обтягивали его дорогой тканью — бархатом или штофом, — украшали позументом, аппликациями из парчи, вышивали золотыми или серебряными нитями, бисером, бусами или жемчугом, а иногда и драгоценными камнями. Поверх кокошников иногда носили кусок ткани, закалывая его под подбородком. Это могла быть или тончайшая вуаль-фата, или платок, или убрус — плотное покрывало, украшенное вышивкой.

Когда именно начали носить кокошники — точно неизвестно, однако уже начиная с X века древнерусские женщины надевали головные уборы, которые их напоминали. Со временем кокошник стал неотъемлемой частью русского костюма. Само слово «кокошник» в первый раз встречается в документах XVII века. Поначалу их носили женщины всех слоев населения, однако после реформ Петра I кокошники остались только в традиционном костюме — крестьянском, мещанском и купеческом. Их делали специальные мастерицы, «кокошницы». Даже в бедных семьях стремились обзавестись нарядным головным убором, который бережно передавался от поколения к поколению. В повседневной жизни кокошники не носили, приберегая для торжественных случаев. Праздничный русский костюм делал женскую фигуру статной, массивной, и большой нарядный кокошник достойно венчал этот образ.

Незамужние девушки тоже носили высокие головные уборы, так называемые венцы, однако они не закрывали волосы. Впоследствии кокошниками стали называть любые украшения с высоким «очельем» и перестали соотносить их с семейным статусом.

Проник кокошник и в придворный костюм. Еще Екатерина II, подчеркивая близость к русскому народу, c удовольствием позировала в нем для портретов и поощряла придворных появляться в кокошниках на маскарадах. А знаменитый русский мемуарист Филипп Вигель вспоминал, как во время Отечественной войны 1812 года многие патриотично настроенные дамы «оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались».

В 1834 году Николай I ввел женский придворный мундир в виде платья в русском стиле и соответствующего головного убора: для замужних дам — кокошника, для незамужних — «повязки» (упоминавшийся выше венец). Каждому рангу, от фрейлины до статс-дамы, полагались свой цвет и отделка формы. Французский путешественник, маркиз де Кюстин, в путевых записках «Россия в 1839 году», описывал кокошник так: «Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден. Голову их венчает убор, похожий на своего рода крепостную стену из богато разукрашенной ткани или на невысокую мужскую шляпу без дна. Этот венец высотой в несколько дюймов, расшитый, как правило, драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, оставляя лоб открытым; самобытный и благородный, он очень к лицу красавицам, но безнадежно вредит женщинам некрасивым».

У супруги Александра III, императрицы Марии Федоровны, была восхитительно красивая бриллиантовая тиара в виде кокошника. Ее сестра Александра, будущая жена британского короля Эдуарда VII, заказала такую и себе — и так возникла мода на драгоценные кокошники. Тиара Александры Датской до сих пор хранится в коллекции драгоценностей Елизаветы II, и ее называют «русской тиарой-кокошником».

30.07.2018 10:21 Кокошник

В свете завершившегося недавно Чемпионата мира по футболу кажется, что кокошник успел побывать везде. Создавшееся ощущение было подкреплено еще и статистикой – по сообщению РБК, продажи кокошников выросли в 16 раз за последние несколько месяцев, что вдохновило многих мировых производителей изготавливать их на экспорт. В связи с этим Bellissimo решил вспомнить историю этого национального головного убора.

Как на Руси появился кокошник?

Следует отметить, что женские волосы на Руси всегда считались предметом мистическим и даже пугающим. Например, полагалось, что распущенные женские волосы могут накликать беду не только на их обладательницу, но и на всю ее деревню. Так и возникло разнообразие женских головных уборов. По мере развития торгового и культурного обмена Руси, на смену простым покрывалам и различным «рогатым» головным уборам богатых женщин пришел кокошник.

История появления этого этнического головного убора окутана тайной. Его название происходит от слова «кокош», что в переводе означает петух, в честь формы кокошника. Впервые это слово упоминается только в XVII веке, однако описания головного убора в форме гребня или пластины историки находили еще в X веке.

Существует несколько версий появлений кокошника на Руси. Первая и самая популярная – «византийская». С развитием торгово-экономических отношений между странами русские девушки помимо креста и православия переняли у византиек и высокие головные уборы, которые те носили еще во времена эллинизма. Согласно двум другим версиям, кокошник имеет либо монгольское, либо мордовское происхождение.

Какой бы не была история возникновения кокошника, на Руси он быстро ассимилировался и стал явлением повсеместным. В начале кокошники могли себе позволить только знатные женщины. Этот головной убор они надевали на праздники и свадьбы, а в повседневности носили его упрощенное подобие. Крестьянки же долго носили убрусы и сороки, так как кокошники им были не по карману. Но со временем этот головной убор прижился и в деревнях. Большую роль во внешнем виде кокошника играла местность, в которой носили этот головной убор. Например, в центральных районах России носили кокошники, которые напоминали полумесяц, на севере – однорогий конус, на юге – двурогий.

Мистическое и социальное значение

Кокошник был объектом множества мистических суеверий. Замужние и незамужние девушки могли носили разные формы этого головного убора. Например, девичьи кокошники напоминали гребень и не прикрывали косы – разумеется, для привлечения мужчин. Замужняя же женщина могла носить кокошник только с покрывалом для волос.

С кокошником был связан обряд «прощания с девичьей красотой». Согласно нему, косу девушки перезаплетали в две косы и покрывали кокошником с кисеей, спадавшей до плеч. Таким образом, кокошник показывал социальный статус женщины.

Вышивка

Обычно кокошники на Руси делали мастерицы в городах или крупных селах. На тыльной стороне головного убора изображали древо жизни, каждая ветвь которого являлась имитацией нового поколения, а на ветвях царствовали разнообразные звери и растения. Каждый элемент вышивки кокошника являлся своеобразным знаком и оберегом, ведь женственности на Руси не только боялись, но ее и сакрализировали.

Национальный символ

Прошедший Чемпионат мира по футболу сделал кокошник символом всего «русского». Этот головной убор хранит в себе традиции вышивки и ремесла, которые давно и незаслуженно забыли. Сейчас у многих европейских инстаграм-брендов можно найти украшения, чем-то напоминающие кокошник. В России же это можно сделать в салоне «Жар-Птица» по адресу улица Советская, д.5 и в интернет-магазине «Модная сказка хохломы».

12 любопытных фактов о роскошном русском головном уборе кокошнике

Например, Фактрум удивился, узнав, что ни в чём не повинный кокошник попал в опалу Петра Первого, который, борясь со стариной, боролся и с кокошниками. Итак, предлагаем вашему вниманию факты о кокошнике.

1. Когда именно в русском женском костюме появился кокошник, неизвестно. Само название «кокошник» происходит от слова «кокошь» — петух, курица.

2. Кокошником называют старинный русский головной убор в виде округлого щита вокруг головы или опахала. Впервые употребление этого слова зафиксировано в XVII веке.

3. Одна из популярных версий появления кокошника — византийская. Ещё в античности знатные гречанки украшали свои причёски диадемами, которые крепились при помощи лент. Высока вероятность, что в период активной торговли между Русью и Византией дочери князей могли познакомиться c византийской модой.

4. Кокошники были девичьи, не закрывающие волосы, и женские. Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д.

5. Главная особенность кокошника — гребень. В различных русских губерниях его форма была различной. Например, в Костромской, Псковской, Саратовской, Нижегородской и Владимирской кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской губернии носили кокошники-полумесяцы. В других областях были «златоглавы», «каблучки», «наклоны», «кокуи» и «сороки».

6. По сути, кокошник был этаким веером из плотной основы, который пришивался к шапочке. Позади него спускались ленты. Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором.

7. Особое внимание уделялось орнаменту, украшавшему кокошник. В середине, как правило, располагалась стилизованная «лягушка» — символ плодородия. По бокам — S-образные фигуры лебедей — символов супружеской верности.

8. Тыльная часть была особенно богатой. На ней традиционно вышивали стилизованный куст, который символизировал древо жизни, каждая веточка которого — новое поколение. А на этом «кусте» были и птицы, и плоды с семенами и много других символических знаков.

9. Изготавливали кокошники в больших сёлах, в городах или при монастырях мастерицы-кокошницы. Сначала они расшивали золотом и серебром дорогую ткань, а затем натягивали ее на берестяную основу. Доволько часто кокошники расшивали жемчугом.

10. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству.

11. Петр I запретил носить этот головной убор, но как свадебный атрибут кокошник в русской моде сохранился. А при Екатерине, когда возродился интерес к российским древностям и русской истории, вместе с традиционными сарафанами вернулось и некое подобие кокошника.

12. Николай I в. 1834 издал указ, который ввёл новое придворное платье с кокошником. Состояло оно из открытого узкого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки со шлейфом. Порядок ношения этих платьев сохранился в России вплоть до февраля 1917 года.

Читайте далее:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − восемь =

Adblock
detector