- Что такое шапка буденовка? как она выглядит? история появления, версии шапки. фото примеров модной будёновки.
- Как шапка «богатырка», придуманная Васнецовым для царского парада, стала «будёновкой» и символом Красной армии
- Что можно найти про будёновку в документах?
- Шлем былинных русских героев или головной убор борцов за мировую революцию
- Как выглядела «будёновка»
- Было ли возможно в 1918 году пошить новую форму?
- От«будёновки» до ушанки
- Что такое шапка буденовка?
- Немного из истории появления будёновки
- Что это за шапка?
- Несколько версий будёновки
- Как изменилась она к настоящему времени?
- Какое место занимает будёновка в моде сегодня?
- Кто же на самом деле придумал буденовку? (5 фото)
- «Царская» версия
- Советская версия
- От синей до оранжевой
- От летнего шлема к зимнему варианту
- От «громоотвода» до символа
- Как появилась знаменитая шапка-будёновка?
- Будёновка — шапка-богатырка
Что такое шапка буденовка? как она выглядит? история появления, версии шапки. фото примеров модной будёновки.
Как шапка «богатырка», придуманная Васнецовым для царского парада, стала «будёновкой» и символом Красной армии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Советские историки, защищая свою версию, утверждали, что не сохранилось никаких документов, которые бы точно указывали, что при царском правительство создавалась новая форма.
Что можно найти про будёновку в документах?
И действительно ни в гражданских, ни в военных архивах таких документом до настоящего времени найдено не было. Зато есть документы, датируемые 1918 годом, среди которых приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорится о создании новой военной формы. В состав комиссии входили известные русские живописцы Б.М. Кустодиев, М. Васнецов, М.Д. Езучевский и другие.
В приказе чётко оговаривалось, какой наркомат видит новую форму, а на создание эскизов отворилось меньше месяца. В конце 1918 году новая военная форма появилась в первой боевой части – в красногвардейском отряде, сформированном в Иваново-Вознесенске, который отправлялся на восточный фронт в расположение войск Михаила Фрунзе. Новый головной убор называли «богатырка» или «фрунзевка». Стоит сказать, что у Первой конной армии Будённого новой формы в то время ещё не было.
Но при этом есть документальные свидетельства, что на интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Василия Васнецова. В труде О.А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» можно найти такие строки:
«Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры — вооруженному отряду партии».
И это не единственный аргумент в пользу императорской» версии. Подобные воспоминания можно найти и в мемуарах эмигрантов, но в СССР эти источники не пользовались популярностью.
Шлем былинных русских героев или головной убор борцов за мировую революцию
Есть ещё один аргумент, который нельзя сбрасывать со счетов. Стилистика новой формы ни коим образом не вписывается в революционную идеологию – уж очень явно в шапках-«богатырках» прослеживаются древнерусские мотивы. И конечно, Троцкий не мог пропустить это ужасное идеологическое несоответствие.
Интересный факт: первоначально звёзды на будёновках были синие, но их закрывали красными накладками с молотом и плугом – разноцветными в зависимости от рода войск. Звёзды на будёновках появились гораздо позже.
При этом в стиль Василия Васнецова новая форма вписывается идеально. Художник, который воспевал древнерусских витязей использовал свою концепцию в новом обмундировании. К тому же документальных свидетельств того, что он занимался разработкой военной формы достаточно. И даже советские историки не отвергали его авторства, хотя называли более поздние даты.
Как выглядела «будёновка»
Вершина шлемообразной шапки была притупленной, а в верхней часть была вшита обтянутая сукном круглая пластинка-пуговица диаметром около 2 см. С внутренней стороны к шапке пришивался колпак такой же формы из бася с простёжкой из ваты. Спереди был приточен 2-слойный суконный козырек с шестью рядами прострочки, а сзади – назатыльник с 3-угольным вырезом.
На левой стороне шапки-богатырки были две просеченные петли, а на правом – пуговицы. Назатыльник перегибался, что позволяла без проблем сложить шапку. Углы назатыльника кожаными хлястиками пристёгивались на небольшие обтянутые сукном пуговицы.
На передней часть головного убора была пришить 5-конечная звезда правильной формы диаметром 8,8 см из сукна. Вокруг неё – кант чёрной краской, а в центре звезды — «значок-кокарда» установленного образца.
Было ли возможно в 1918 году пошить новую форму?
Год 1918… Страна дезорганизована революцией и в разрухе. Поэтому факт, что всего за несколько месяцев в разорённой войной стране можно было разработать и пошить форму для армии, выглядит утопией.
Версия, что новая форма к тому времени уже была готова, и её только доработали, выглядит более жизнеспособной. У Троцкого был только один путь – использовать то, что уже было пошито на складах концерном Н.А.Второва на заводах в Сибири и хранилось на военных складах в Петрограде.
Конкурс же просто придумали, поскольку нехорошо бойцам и командирам Красной армии носить шинели, которые шили для триумфа императорских войск. Этим может объясняться и отсутствие каких-либо документов о создании военной формы. Впрочем, вскоре и имя самого Троцкого исчезло из архивов.
Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол — у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать. А историю
От«будёновки» до ушанки
Итак, действительно военная форма, которую придумали для имперского парада Победы по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах, действительно существовала. Концепцию и эскизы создавал художник Василий Васнецов, а шили форму на заводах концерна М.А. Второва. Поскольку партия новой формы на складах была невелика, вероятно, она предназначалась для парадов. Историки утверждают, что на фронтах эта форма зарекомендовала себя не очень хорошо и вышла из употребления через 20 лет. Последний эпизод использования этой формы – финская война. После чего на смену будёновкам пришли шапки-ушанки, а шинели заменили полушубками и ватниками. Но триумфальная «богатырка» и сегодня остаётся в народной памяти той самой краснознаменной «буденовкой».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что такое шапка буденовка?
Характерным обликом красноармейца стала будёновка – сложный, многофункциональный головной убор. Наряду с гимнастёркой и шинелью, она рассматривается как визитная карточка Рабоче-крестьянской Красной Армии. Будёновка изображалась на открытках, плакатах, выпущенных век назад. До сих пор для иностранцев она остаётся одним из символов России.
Немного из истории появления будёновки
На вопрос, как появилась будёновка, нет единого ответа, потому что существует две версии этих событий: советская и имперская.
Советские историки объясняют факт появления этого головного убора необходимостью в 1918 году быстро обмундировать бойцов молодой Красной Армии и придумать для них вариант для ношения в жару и в холод. В состав комиссии, разрабатывающей новую военную форму, были включены художники Кустодиев, Васнецов и другие.
Вскоре в действующие подразделения отправились первые образцы: длиннополые шинели со сложными боковыми застёжками, гимнастёрки, штаны-галифе и шапки-шлемы, которые изначально называли «богатырками».
Будёновка состояла из нескольких клиньев, которые образовывали остроконечную верхушку. Формой головной убор напоминал шлемы былинных богатырей, потому и получил такое название. В армии под командованием Фрунзе его постепенно переименовали в «фрунзевку». Когда новая форма дошла до кавалеристов Семёна Будёного, название переродилось в будёновку, и других вариантов в дальнейшем уже не было.
Имперская версия гласит, что в этой форме, пошитой ещё при царе в 1915 году, русские войска должны были участвовать в параде Победы над Германией в Берлине. Создавалась она также по эскизам Васнецова. В этом случае можно объяснить её «богатырскую» стилистику. Шлемы-шапки, шинели с «разговорами», свободные гимнастёрки, застёжки на них и на шинелях – всё полно древнерусскими мотивами, что было чуждо молодой республике, захлёбывавшейся в крови.
Важно! Так или иначе, но будёновки появились в Красной Армии и просуществовали до 1943 года. Они не выдержали испытания морозами во время советско-финской войны 1940 года и постепенно стали заменяться более тёплыми шапками-ушанками, летними пилотками и фуражками.
Что это за шапка?
Основу суконного шлема будёновки составлял колпак из 6 соединённых сужающихся сферических треугольников. Он утеплялся ватной подкладкой. Впереди пришивался отстроченный овальный козырёк. Сзади располагался назатыльник. Если было тепло, то он был подвёрнут, поднят и зафиксирован пуговицами на задней части шлема. При необходимости он отстёгивался и удлинёнными концами защищал от ветра, дождя и холода шею со всех сторон. Застёгивался впереди под подбородком.
Обязательным элементом была пятиугольная звезда как символ принадлежности к РККА. Она пришивалась впереди по центру, над козырьком. Изначально звёзды не были красными. Они имели синий цвет, а потом цвет её изменялся в зависимости от принадлежности красноармейца к какому-либо роду войск. Пехота удостоилась малиновых звёзд, артиллерия нашивала оранжевые, которые потом заменили на чёрные, кавалеристам достался синий вариант.
Броневые войска (впоследствии – бронетанковые) получили красную звезду, авиаторам присвоили голубой цвет, а инженерные войска тоже присоединились к чёрной версии, пограничники остановились на зелёных звёздах на сером фоне головного убора. И только на плакатах или картинах красноармейцы изображались всегда в будёновках с красными звёздами.
Такую же шапку с 1922 года носили чекисты. Их вариант был тёмно-синего цвета с тёмно-зелёной суконной звездой. Через год цвет будёновки изменили на чёрный, звёзды – на малиновый. В следующем году шлем стал тёмного серого оттенка с краповой звездой.
Несколько версий будёновки
За свою четверть вековую историю этот головной убор претерпел несколько изменений:
менялась версия красноармейской звезды — с суконной она стала металлической, в виде значка, потом снова суконной;
- размер звезды тоже претерпел изменения, то увеличиваясь, то уменьшаясь;
- вводилась полотняная будёновка вместо суконной, которую стали носить только в зимнее время. Летний головной убор был лишён назатыльника, но имел два козырька – один спереди, другой сзади. В народе эту версию окрестили «здравствуй-прощай». Острым наконечником он был похож на каску германцев;
- вскоре вместо полотняной версии была введена фуражка для лета, а зимний вариант сохранён за будёновкой;
- сферические клинья головного убора в середине 20-х годов стали заканчивались более пологим, а не острым окончанием. Шлем стал округлым, навершие – не таким выступающим. Общая высота его снизилась.
Как изменилась она к настоящему времени?
Отменённая в регулярных войсках, шапка-будёновка сохранилась в вариантах детских головных уборов. Подобные шлемы промышленность выпускала для защиты головы и шеи ребёнка от холода. Предназначались они для мальчиков дошкольного или младшего школьного возраста. Вместе с удлинёнными элементами, скрывающими ушки и часть лица с боков, этот головной убор признавался родителями надёжным кордоном от ненастья.
Многие из них самостоятельно шили или вязали такие шапки, обязательно сохраняя красную звезду. С ней ребёнок мог участвовать в играх на военные темы — особенно популярных среди советских детей.
Интересно, что такой «древний» фасон вдруг стал возрождаться к жизни в XXI веке. Модницы сейчас предпочитают носить вязаные варианты с удлинёнными ушами. В современном виде будёновка стала невысоким остроконечным головным убором со свисающими боками. Самый распространённый тип вязки модной шапки – изнаночная гладь. Так она выглядит единой и монолитной. Только плотно прилегающая к голове шапка будет держать форму. Обязательное условие для сохранения причёски – тканевая подкладка, лучше из шёлка.
Важно! Связанная косами, шишечками, полосками, кружочками шапка-будёновка выглядит стильно и свежо. А двух — или многоцветные её варианты тоже очень популярны. Особенно красивы головные уборы с норвежским орнаментом на подкладке из шёлка, флиса или искусственного меха.
Какое место занимает будёновка в моде сегодня?
Милитари стиль по-прежнему является одним из трендов сезона. Девушки с большим энтузиазмом перенимают откровенно мужские фасоны головных уборов. Наряду с кепкой и ушанкой, будёновка поселилась в гардеробе смелых и неординарных личностей. Носят её с козырьком или без него, но обязательно с острым верхом, имитацией отвёрнутого небольшого назатыльника и удлинёнными боковыми частями. Ушки иногда завершаются длинными кисточками.
У мужчин будёновка как шерстяная шапка тоже пользуется популярностью. Есть варианты более изысканные, связанные спицами с различными узорами и мотивами. Присутствуют также и простые одноцветные модели, выполненные крючком, плотные, сохраняющие навершие острым. Будёновка используется и как банная шапка из войлока, надёжно скрывающая голову от воздействия высоких температур. В таком варианте на шлеме обычно вышиты шутливые надписи и рисунки.
Кто же на самом деле придумал буденовку? (5 фото)
«Царская» версия
Эту версию поддерживает современная историческая литература. По данной гипотезе, для участия в Параде Победы в Берлине для Русской императорской армии в 1915 году разработали головной убор, напоминавший по своей форме ту будёновку, которую впоследствии носили красноармейцы. Но из-за войны головной убор так и остался лежать на складах. И лишь после октябрьской революции в 1918 году он поступил в распоряжение большевиков.
Версия получилась довольно стройная. Однако, по мнению журналиста и писателя Бориса Сопельняка, данная теория – всего лишь «одна из самых распространенных, но в ней нет ни слова правды». И подчеркивает, что в СССР отчасти тоже поддерживали такой вариант происхождения буденовки. В качестве доказательства всегда приводилась документация, содержащая распоряжения и отчеты по разработке нового обмундирования для Красной Армии и подписанная председателем Реввоенсовета Советской республики Львом Троцким. В составе утверждаемой для красноармейцев формы была буденовка, которая лежала в то время на бывших царских армейских складах. Но в том варианте, в каком этот головной убор находился на консервации, его нельзя было использовать. Герб Российской империи и двуглавый орел, присутствовавшие на шапке, не могли служить символами Красной армии. И их закрыли крупной пятиконечной звездой. Причем изначально она была синего цвета.
Кстати, приведенные в качестве доказательства документы, датированные послереволюционными годами, использовались многими советскими историками и в качестве контраргумента против «царской версии» происхождения буденовки. Тем более, ни в военных, ни в гражданских архивах, доставшихся от Российской империи, нет никаких бумаг, которые бы указывали на разработку нового обмундирования для царской армии.
Советская версия
В феврале 1918 года была создана Красная Армия, для которой потребовалась своя форма, отличная от ранее принятого в царское время обмундирования. С этой целью 7 мая 1918 года по приказу Народного комиссариата по военным делам республики объявляется конкурс на разработку новой формы. В этом конкурсе участвовали даже художники с мировыми именами – В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, С.Т. Аркадьевский и мастер исторического жанра М.Д. Езучевский.
Эскизы новой формы принимались целый месяц – до 10 июня 1918 года. Причем и головной убор, и шинель, и иные части обмундирования подробно описывались в самом приказе. Этих критериев должны были придерживаться все художники. 18 декабря 1918 года был утвержден зимний вариант буденовки. И уже под самый конец этого же года первая боевая часть Красной Армии – отряд, сформированный в Иваново-Вознесенске, –получила новую форму и отправилась на Восточный фронт в распоряжение Михаила Фрунзе. Именно поэтому буденовку сначала называли «фрунзевка». Кстати, было у этой шапки и еще одно имя – «богатырка», из-за схожести ее формы с древнерусским шлемом.
Противники красноармейского происхождения буденовки указывали в своих исследованиях, что на момент свершения Октябрьской революции на интендантских складах уже лежала новая форма, разработанная, кстати, по эскизам Василия Васнецова, который впоследствии участвовал в майском конкурсе 1918 года. Царская форма состояла из длиннополых шинелей со стрелами-застежками и суконных шлемов, которые были стилизацией старорусских богатырских шлемов. Свидетельства об этой форме проскальзывали и в эмигрантских мемуарах. Однако все это можно поставить под сомнение. Тем более, что представленный в 1918 году Васнецовым эскиз новой формы, который повторял (и только!) обмундирование царской армии для парада, судя по всему, понравился и большевикам. Но лежавшая на складе форма была парадной, а не военной! Поэтому, скорее всего, Васнецов внес коррективы в прежний свой вариант.
Однако есть одно «но», которое приводит в легкое замешательство от «советского» происхождения буденовки. Страна после революции и Первой мировой войны была финансово разорена. И где же большевики смогли достать столько денег, чтобы обеспечить новую Армию формой? Но тут стоит вспомнить, что царская форма была сшита для парада, а значит, и ее было не так уж много комплектов. Иными словами, шить ее все-таки пришлось уже большевикам и не сразу. Поэтому в Гражданскую войну (1918-1922 гг.) вместо буденовки на головах многих красноармейцев были папахи и фуражки еще царской армии.
От синей до оранжевой
Звезда на буденовке изначально не была красной. Сначала ее выполнили в синем варианте, а потом ей присвоили в зависимости от рода войск свой цвет. Для пехоты нашивали малиновую звезду, для кавалерии оставили синюю, для артиллерии ее сделали оранжевой (а в 1922 году она стала черной). Инженерным войскам присвоили черную звезду, броневые силы (будущие бронетанковые войска) получили красную, а авиаторы – голубую и т.д. Поверх суконной звезды крепили еще и медную красную звездочку.
Чекисты буденовку получили только в июне 1922 года. Причем она была у них темного синего цвета, а звезда – из темного зеленого сукна. В 1923 году их буденовку «перекрасили» в черный цвет, а звезду – в малиновый. В 1924 году их шлем приобрел темный серый цвет, а звезда стала краповой.
От летнего шлема к зимнему варианту
Буденовка образца 1918 года предназначалась для холодного времени года. У нее был длинный назатыльник, который складывался вдвое и пристегивался по бокам на 2 пуговицы. При необходимости его разворачивали, чтобы закрыть уши и шею.
С апреля 1919 года по февраль 1922 года буденовка стала всесезонным убором. А 31 января 1922 года ввели полотняную буденовку без назатыльника и с двумя козырьками, которые располагались у шлема сзади и спереди. За это в народе головной убор прозвали «Здравствуй-прощай». Кроме того, он очень сильно напоминал германскую каску из-за острого наконечника. Это нередко приводило в замешательство белогвардейцев. Например, летом 1920-го года был случай в Северной Таврии (в Крыму), когда белый офицер, воевавший в свое время в Первой мировой войне, принял красноармейцев за немцев.
Поэтому напоминавший германскую каску шлем заменили фуражкой в мае 1924 года. Что касается буденовки, одобренной еще в 1918 году, она снова вернулась в Армию в феврале 1922 года, став зимним головным убором. При этом ее форма приобрела округлость, а навершие перестало быть таким острым и сильно выдающимся. В данном варианте буденовка просуществовала до 1927 года. Правда, с лета 1926 года до весны 1927 года эта буденовка была «лишена» звезды, потому что никак не удавалось ее пристрочить.
В войну с Финляндией шлем показал себя не лучшим образом. Поэтому его упразднили в июле 1940 года, заменив простой шапкой-ушанкой. Но поскольку ушанок требовалось огромное количество, буденовку пришлось носить вплоть до 1942 г. А в отдельных случаях буденовка выдавалась солдатам даже до марта 1943 года.
От «громоотвода» до символа
Буденовка имела множество имен, среди которых было и «громоотвод» или «умоотвод». Такое обидное название она получила из-за острого навершия. Существует по этому поводу даже легенда: красный командир, служивший на Дальнем Восток в 1936 году, любил спрашивать у своих подчиненных, что означает «шпиль» на буденовке. И тут же сам отвечал: «Это для того, когда запоют «Интернационал», чтобы на словах «Кипит наш разум возмущенный» через этот шпиль смог выходить пар…».
Однако обидное и насмешливое отношение к этому шлему сумели изменить художники, режиссеры и писатели. Правда, романтический образ буденовки появился только в 1950-х гг. И с того момента она активно, поскольку была узнаваема, изображалась на плакатах и открытках. Кстати, благодаря стараниям этих людей по сей день буденовка для иностранцев остается твердым символом России.
Как появилась знаменитая шапка-будёновка?
Помните замечательный фильм Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители»? Как залихватски носили в кино молодые герои свой головной убор? Именно эта своеобразная солдатская шапка, официально имевшая название «зимний шлем», а неофициально звавшаяся «богатырка», «фрунзевка» или «будёновка», сформировала характерный облик красноармейца, став визитной карточкой Рабоче-крестьянской Красной Армии.
Сегодня приоритетными являются две версии возникновения этого головного убора. Первая гласит, что в 1918 году нарком по военным и морским делам Л. Троцкий объявил своим указом конкурс на новую форму для новой Красной Армии. В конкурсе приняли участие самые именитые русские художники, в том числе Борис Кустодиев и Виктор Васнецов. В 1919 году этот головной убор был принят и на длительное время стал важным предметом одежды личного состава Красной Армии.
По второй версии, разработка этого шлема была проведена ещё до революции. Русская армия готовилась пройти в новой форме победным маршем по улицам Берлина. Форма вроде бы хранилась на складах царской России и уже была использована новой советской властью. Эта версия не опровергалась и не подтверждалась, ибо приказы о проведении конкурса и введении новой формы подписывал товарищ Троцкий, а о нём после его высылки 1927 года из СССР даже вспоминать было опасно.
Первые будёновки шились из сукна защитного цвета, они состояли из колпака, козырька, назатыльника и внутреннего утеплителя. Спереди нашивалась суконная пятиконечная звезда цветом по роду войск: в артиллерии приоритетным стал оранжевый цвет (с 31 января 1922 года – чёрный), инженерные войска получили чёрный, пехота – малиновый, кавалерия – синий, пограничная охрана – зелёный, авиационные части – голубой.
Будёновка просуществовала до 1940 года, когда она была заменена шапкой. Очень здорово будёновку подвела Советско-финская война 1939–1940 годов. Тогда знаменитый головной убор не выдержал лютых морозов, и от него пришлось отказаться.
Будёновка — шапка-богатырка
В первые послереволюционные месяцы красноармейцы и их командиры носили форму одежды, оставшуюся от царской армии, со споротыми погонами. Однако появление белых армий, солдаты которых носили форму того же покроя, вынудило командование РККА озаботиться введением новых элементов обмундирования, чтобы хоть издали хоть в темноте можно было легко отличить красноармейца от белогвардейца.
«С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина. »
Первоначально был введён нагрудный знак в виде красной звезды, расположенной поверх венка, одна ветка которого была дубовой. а другая – лавровой. В центре же этой звезды располагались скрещённые плуг и молот, а 29 июля 1918 года была введена металлическая звёздочка для головного убора с теми же плугом и молотом.
Уже 7 мая 1918 года Народный комиссариат по военным делам РСФСР объявил конкурс по разработке нового обмундирования для военнослужащих РККА. В конкурсе приняли участие В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Т. Аркадьевский и другие известные русские художники.
18 декабря 1918 года на основании представленных на конкурс работ Реввоенсовет Республики утвердил новый тип зимнего головного убора — суконный шлем, формой напоминавший средневековую «ерихонку» или шелом с бармицей — часть доспехов былинных русских богатырей, за что первоначально этот шлем и получил обиходное название «богатырка».
Существует легенда о том, что будущая будёновка была создана ещё до революции как элемент будущей парадной формы русской армии. Возможно, проект такого головного убора и существовал, но приказов о его производстве ни в архивах царских ведомств, ни в архивах Временного правительства до настоящего времени не найдено.
Первое описание зимнего головного убора для всех родов войск было объявлено приказом РВСР за №116 от 16 января 1919 года. Это был шлем из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Колпак шлема состоял из шести сферических треугольников, сужающихся кверху. В вершине вшивалась круглая пластинка диаметром 2 см, обтянутая таким же сукном. Спереди шлем имел простроченный овальный козырёк, а сзади – спускающийся вниз назатыльник с удлиненными концами, застегивающимися под подбородком на пуговицы.
В сложенном виде назатыльник пристегивался петлями на кожаных хлястиках к двум пуговицам колпака, обтянутым цветным сукном. Над козырьком на шлем нашивалась суконная звезда диаметром 8,8 см. цветом по роду войск, очерченная по контуру чёрным кантом (для звезды из чёрного сукна была предусмотрена окантовка красной краской). В центре звезды крепился значок-кокарда.
Образец значка-кокарды для головных уборов был установлен приказом Народного Комиссара по военным делам 29 июля 1918 года № 594. Он изготавливался из жёлтой меди и имел форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре (не путать с серпом и молотом – эта эмблема появилась на военных кокардах в 1922 году). С лицевой стороны значок покрывался красной эмалью. Наружные концы звезды вписывались в круг диаметром 36 мм, а внутренние – 20 мм.
Суконный шлем с простёганным мягким козырьком имел цветную пятиконечную звезду с расцветкой по роду войск.
Так, в пехоте носили малиновую звезду на шлеме, в кавалерии – синюю, в артиллерии – оранжевую (в приказе именуется «померанцевый» цвет), в инженерных и сапёрных войсках – чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов – голубую, пограничники – традиционно зелёного цвета. Звезда имела чёрную окантовку; соответственно, для чёрной звезды ввели красную окантовку.
Шлем носили в холодное время. Из трёх типов подобных головных уборов, созданных для Красной Армии, суконные шлемы времён гражданской войны были самыми высокими и имели крупные звёзды.
Приказом РВСР за № 628 от 8 апреля 1919 года была впервые регламентирована униформа бойцов Красной Армии. Были введены летняя рубаха, пехотная и кавалерийские шинели (в приказе они названы кафтанами) и головной убор. Головным убором для холодного времени года стал вновь утверждённый и несколько модернизированный суконный шлем. Этот образец и назвали «будёновкой» – по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился.
Звезда зимнего головного убора в соответствии с новым описанием имела диаметр 10,5 см и отстояла от козырька вверх на 3,5 см.
Среди фотографий Будённого существует даже фото в монгольской одежде, но фото Будённого в будёновке найти удалось с пребольшим трудом.
Несмотря на введение единого обмундирования, до 1922 года войска не были полностью обеспечены им, поэтому многие донашивали обмундирование старой русской армии, оставшееся в большом количестве на складах или захваченное Красной Армией в качестве трофеев.
Приказом РВСР за № 322 от 31 января 1922 г. все установленные ранее предметы обмундирования, за исключением кожаных лаптей, которые ещё продолжали существовать, отменялись, и вместо них была введена единая, строго регламентированная форма одежды. Установлен единый покрой шинели, рубахи и головного убора.
Летний шлем был частью обмундирования красноармейцев на протяжении двух лет и в мае 1924 года вновь был заменён фуражкой, однако зимние будёновки продолжали использоваться, претерпев в 1922 году изменения фасона и цвета сукна, который стал тёмно-серым.
В связи с изменением формы шлема уменьшился диаметр нашивной звезды (до 9,5 см), а 13 апреля 1922 года был изменён красноармейский значок, на котором вместо плуга и молота стали изображать официальную эмблему рабоче-крестьянского государства – серп и молот.
В 1926 году вновь был изменён цвет сукна шлема с тёмно-серого обратно на защитный. С несущественными изменениями будёновка продолжала служить основным зимним головным убором РККА. В таком виде её и застала Зимняя война, в ходе которой неожиданно выяснилось, что в сильный мороз будёновка держит тепло гораздо хуже, чем шапка-ушанка, в которую были обуты головы финских солдат.
Эту ушанку у нас в те времена так и называли финкой, а сами финны звали её просто turkislakki – меховая шапка. Именно ею и было решено заменить будёновку, но процесс замены затянулся, и многие части воевали в будёновках в первые два с половиной года войны. Лишь когда в РККА было ведено новое обмундирование с погонами, будёновка окончательно исчезла из войск – последний снимок красноармейца в будёновке относится к марту 1943 года.
Читайте далее: