Почему моряки носят бескозырку, история и особенности головного убора

Почему моряки носят бескозырки?

Всем привычен образ бравого моряка, который носит тельняшку и бескозырку. Однако почему матросский головной убор выглядит именно так? Многие люди задаются этим вопросом, ведь армейские и прочие головные уборы существенно отличаются от морских. Чтобы разобраться в этом вопросе, стоит обратить внимание на историю.

Флотские головные уборы прошли через длительную эволюцию, прежде чем предстали перед нами в своем современном виде. Изначально они выглядели совершенно иначе, и уже затем были адаптированы под потребности моряков. Обо всех этих аспектах стоит поговорить подробнее.

Головной убор моряка в историческом прошлом

Изначально русские моряки пользовались шляпами с полями, которые делались из валяного материала. Их ввели как часть морской формы в 18 веке. Это была довольно практичная вещь, которая хорошо защищала от капризов природы, многие крестьяне тоже успешно пользовались такими головными уборами. Изделия оставались актуальными на протяжении порядка 150 лет, их отменили только в 19 веке. За период их присутствия в форме они несколько раз менялись внешне, но только в деталях. Шляпы были не самым практичным решением, широкие полы спасали от дождя и солнца, но мешали на ветру, при передвижении в трюме, работе со снастями и парусами. Необходимо было искать более практичный вариант.

Под конец же 18 века на смену этим вещам пришли гренадерские шляпы. Их ввел Павел I, а матросы сразу же отметили их неудобство. Ведь высота такого головного убора достигала 30 см, он был тяжелым, обладал неудобной формой. Введенный в 19 веке кивер тоже не отличался удобством, он имел форму ведра. Такие вещи хоть и смотрелись броско, но препятствовали выполнению матросами их прямых обязанностей, были одинаково неудобны как в повседневной морской рутине, так и в бою. Но императорский взгляд на внешний вид моряка – это одно.

А что касается настоящих флотских предводителей, адмиралов – они видели весь вред от этих нововведений. Ушаков – указывал на вред от подобной формы, которая появилась в рамках подражания европейским веяниям. Подобные вещи культивировались в Прусской армии.

Фуражка и бескозырка

Фуражка как головной убор появилась в начале 19 века, в среде армейских фуражиров. Эти люди были ответственны за корм для лошадей, продовольствие для армейских частей. Они носили так называемые фуражные шапки в виде колпака из сукна, который перегибался пополам и чем-то напоминал пилотку в современных войсках. Однако с течением времени покрой и этой вещи стал меняться, ее начали активно приспосабливать под существующие реалии и делать максимально удобной для человека. На фуражке появилась тулья, околыш, и затем, в 1811 году, ее ввели во все армейские и флотские части в качестве будничного головного убора.

Лента на морских бескозырках

Далее на морских фуражках появилась лента – эта традиция повелась от средиземноморских рыбаков, которым жены и близкие давали с собой перед выходом в море ленты, на которых вышивались молитвы, пожелания. Считалось, что такие вещи играют роль оберега. Ленты на головных уборах в рамках российского флота начали появляться в 1857 году и позднее, у англичан они появились ранее, в 1806 году, и возможно, что обычай был скопирован именно от них. Изначально это была неформальная часть флотского костюма, однако лента играла значительную практическую роль.

При ветре можно было привязать ею фуражку, чтобы головной убор не сдуло. Ленты начали использовать еще на шляпах, затем они перекочевали и на фуражки, откуда перешли на бескозырки как практически важный элемент.

Первые бескозырки в их привычном виде

Бескозырка в ее более или менее привычном виде появилась в 1874 году. Она была черного цвета, имела шерстяные выпушки белого цвета по краю, тульям, на ней имелись ленты с названием корабля, на котором служит моряк. Также могло указываться соединение, номер экипажа. Длина ленты составляла 140 см, для внесения на нее сведений использовали особый шрифт.

Почему моряки носят бескозырку

Помните текст известной песни? Той самой, в которой моряк едет домой на побывку. Помните? У него ещё и грудь в медалях, да и ленты в якорях. Давайте попробуем разобраться почему именно в состав морской формы входит бескозырка и почему эта форма настолько отличается от форм других родов войск.

Почему моряки носят бескозырку — что она символизирует

Кто-то может сказать, раз носят, стало быть того требует УСТАВ, служите, а не задавайте глупые вопросы. На самом же деле всё намного интересней. Ведь не зря же на день военно-морского Флота, все, кто причастен к морю одевают не только тельняшки, но и матросские бескозырки, ведь именно они символизируют причастность человека к флотской службе, к хождению на кораблях по морям. Все эти люди гордятся своей жизнью на кораблях, своей службой и до конца жизни будут хранить как память для детей и внуков свою морскую бескозырку, которую украшают ленты с якорями.

Первые бескозырки

Большой и довольно тернистый путь прошёл головной убор моряков, прежде чем превратился в ту самую, привычную всем бескозырку. Давайте попробуем его проследить.

Изначально мореманы обзавелись мягкой шляпой с полями. Шляпы эти валялись, как и валенки из шерсти. Ввели эту шляпу в состав флотской формы в самом начале XVIII века. Это был очень удобный и простой головной убор. Моряки, с такой шляпой, больше походили на крестьянина. Более ста пятидесяти лет такие уборы входили в состав форменной одежды. Конечно были и некоторые изменения.

Окончание девятнадцатого века, ознаменовалось вводом на флоте, по указу императора Павла I — гренадёрок. Это очень громоздкий убор. Такая шляпа, была примерно тридцать сантиметров высотой. Был введён ещё один головной убор — кивер. И он тоже был неудобен. Представьте, что вы носите на голове небольшое ведро, которое расширяется ко дну. Вот и представьте, как такое убранство на голове мешало матросам, выполнять их основную задачу, стесняя их движения.

Примерно в начале XIX века, появляется и первая фуражка. В составе войсковых соединений, вводится должность фуражира. Это специальный человек, который должен запасать фураж для конных войск. Носили такие фуражиры — фуражные шапки, которые выглядели как колпак с острым верхом. Примерно по центру он был перегнут пополам и походил своим видом на современную пилотку.

Ленты на бескозырках

Шло время, фуражная шляпа меняла покрой и постепенно становилась похожей на бескозырку наших дней. С 1811 года эта фуражка становится повседневной, как в армии, так и на флоте. А вот крепить ленты на свои фуражки моряков научили средиземноморские рыбаки, которым родные и близкие давали ленты. На лентах вышивались молитвы, когда те уходили в море, на своих парусных суднах. Изначально лентами подвязывали волосы, с надеждой, что теперь то высшие силы будут их оберегать.

Читать еще:  Как сделать пилотку из бумаги: пошаговая инструкция

На военных кораблях моряки ленты не носили до 1806 года. Традицию носить ленты, заложили моряки английского капитана Брисбена, во время осада голландской крепости.

Есть у лент и практическая сторона. Ей можно закрепить фуражку на ветру и сохранить её. Если на воде находили фуражку — это говорило о том, что её владелец погиб.

На русском же флоте ленты впервые вводятся в 1857 году. До того времени прорезались лишь буквы и цифры, их закрашивали, либо под них подкладывали сукно жёлтого цвета.

Современные морские традиции в отношении бескозырок

В наше время с морских лент убрали названия кораблей. Их заменили на безликие названия флота, а то и просто словом «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ». Но многие матросы стараются выделиться из общей серой массы остальных и на форменной одежде начали появляться значки с наименованиями кораблей. Начальство прикладывало все силы, чтобы искоренить эти неуставные значки, но традиция продолжала жить. Появились «дембельские» ленты. Их заказывали нелегально и одевали уходя в запас.

Так продолжается старая традиция. Живёт, несмотря на всяческие усилия командования.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Длительный путь изменений прошел во флоте головной убор, пока, наконец, не появилась бескозырка.

Первым головным убором русского матроса была мягкая валяная шляпа с полями, которая была введена на флоте в начале восемнадцатого века. Шляпа была проста и удобна и почти не отличалась от тех, которые крестьяне носили в деревнях. Шляпы продержались на флоте свыше 150 лет, претерпев за это время ряд изменений. В середине девятнадцатого века шляпы были отменены.


Гренадерская шапка морских батальонов. 1764-1796 гг

В самом конце девятнадцатого века Павел I ввел на флоте гренадерские шляпы. Они достигали 30 сантиметров в высоту и были очень неудобны. В начале девятнадцатого века введен еще один, не менее неудобный головной убор — кивер, который представлял собой как бы небольшое ведро, расширяющееся ко дну. Можно себе представить, как гренадерки и кивера мешали в бою, стесняя движения матросов.


Кивер морского гвардейского экипажа. 50-е гг. 19-го века

Передовые представители армии и флота, и в первую очередь Суворов и Ушаков, прекрасно понимали вред этих плодов преклонения перед иностранщиной. Они всю жизнь боролись против прусачества.

В начале девятнадцатого века появилась фуражка. В войсковых соединениях были специальные люди — фуражиры, в обязанность которых входила заготовка продовольствия, фуража для кавалерийских частей. Фуражные шапки, которые они носили, представляли собой остроконечный суконный колпак, перегнутый пополам, и напоминали современные пилотки.

Со временем фуражная шапка изменила покрой и приняла все элементы современной фуражки-бескозырки, то есть околыш и тулью. В ноябре 1811 года она введена как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота. Обычай у моряков всех стран носить на матросских фуражках ленту ведет свое начало от рыбаков Средиземного мор , которые в старину, отправляясь в плавание на своих утлых парусных суденышках, обычно получали от матерей, жен или близких ленты с вышитыми словами молитв, заклинаний, сердечных напоминаний. Моряк подвязывал свои длинные волосы подаренной лентой в суеверном убеждении, что незримые силы будут охранять его в море. Иногда на ленте рисовали краской надпись, определявшую характер ее владельца: «не тронь меня», «храбрейший», «морской бродяга» и прочие. Существует даже легенда, что однажды такая лента спасла одного молодого человека, благословленного своей возлюбленной на дальний морской поход, тогда как другие моряки этого судна погибли.

В военных флотах на матросских шляпах лент не было вплоть до 1806 года. Есть легенда, что когда при осаде англичанами голландской крепости Кюрасао матросы капитана Брисбена повязали на шляпы ленты с надписью золотом: «неустрашимые» и бросились в атаку. Справедливости ради надо сказать, что «неустрашимые» англичане весьма быстро отступили в страхе перед орудиями голландцев, однако пример был подан, и вскоре у моряков всех кораблей были повязаны ленты с более или менее вызывающими названиями. Этот обычай носить ленты впоследствии широко распространился на всех флотах мира.

Лента на фуражке оправдывала себя, и практически. С ее помощью можно было сохранить фуражку при сильном ветре, завязывая концы ленты под подбородком. Найденная на воде фуражка, говорила о гибели моряка с корабля, имя которого было на ленте.

Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном . В ноябре 1872 года приказом генерал-адмирала определяется тип головного убора для матросов со специальной ленточкой с номером экипажа. В этом же приказе определены длина и ширина ленточек, форма букв и якорей.
19 августа 1874 года определена новая форма бескозырки черного цвета с белыми шерстяными выпушками по тулье и краям. На ленточке приказано было писать название корабля, соединения или номер флотского экипажа, специально определенным шрифтом. Длина ленточки определена в 140 сантиметров.

С 8 (20 июля) 1878 года матросы Гвардейского экипажа, 12-ого экипажа Балтийского флота (здесь комплектовался первый гвардейский корабль России «Азов»), всех экипажей Черноморского флота с 29 по 45 номера («за оборону Севастополя с сентября 1854 года по 27 августа 1855 года»), а также кораблей, которые формировались матросами всех этих экипажей получили право ношения георгиевских черно-оранжевых ленточек. Цвета георгиевских ленточек были определены указанием императрицы еще от 1769 года, как цвета гвардии «оранжевый цвет пламени, а черный цвет порохового дыма».
Матросы всегда гордились кораблями на которых служили и надписи на ленточках, как бы символизировали причастность к военно-морскому братству и к самой элитной касте флота плавсоставу.

После Октябрьской революции в 1921 году произошло некоторое изменение флотской формы одежды. Претерпела изменения флотская бескозырка. Стала меньше тулья, исчезла белые выпушки (которые связывали с монархическими атрибутами), укоротилась длина ленточек и было отменено ношение георгиевских ленточек. На ленточках стали исчезать названия кораблей и появились названия флотов. В 1923 году был введен единый кубический шрифт надписей на ленточках, который существует до сегодняшнего дня. Однако на линейных кораблях, крейсерах и эскадренных миноносцах матросы с гордостью продолжали носить названия своих кораблей.

Читать еще:  Трусы танга: что это такое, описание и особенности фасона

Во время Великой Отечественной войны получили новую жизнь георгиевские ленты, ставшие называться гвардейскими. Гвардейские флаги и ленточки получили за мужество и героизм в борьбе с фашистскими захватчиками 16 подводных лодок, 18 надводных кораблей, 11 дивизионов и бригад кораблей и подводных лодок, 7 бригад, полков, артиллерийских дивизионов и дивизионов ПВО, 22 авиационных полка, 2 авиационные дивизии, 8 бригад морской пехоты.

После Великой Отечественной войны названия кораблей исчезли полностью с военно-морских ленточек и их заменили безликие «СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ», «ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ» и т.д., а то и просто «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ». Сохранили лишь свою специфику ленточки курсантов военно-морских училищ. «ВВМУ ИМ. ФРУНЗЕ», «ВВМУС ИМ. ПОПОВА». «ВМИУ ИМ. ДЗЕРЖИНСКОГО» и т.д.

К этому времени наверно и следует относить первое появление большого количества флотских значков определявших названия военных кораблей. Стремясь, каким-либо образом выделиться из безликой массы всех моряков на форменках матросов и тужурках офицеров, мичманов и матросов появились значки с изображением военно-морского флага и гордыми надписями «ГРОЗНЫЙ», «СВИРЕПЫЙ», «АЗОВ» и т.д. Начальство боролось с этими, как тогда назывались неуставными значками. Коменданты различных гарнизонов срывали их с груди арестованных матросов, а политработники вели негласную борьбу под видом сохранение военной тайны принадлежности к кораблю. И, тем не менее, традиция появилась и жила.

Появились так называемые «дэмэбовские» ленточки с надписями корабля славянской вязью и золотыми полосками на концах по количеству отслуженных лет или пройденных боевых служб. Ленточки заказывались нелегально, как правило, в похоронных бюро. Командованием ставились задачи офицерам кораблей по изъятию этих ленточек. Ленточки изымались, выбрасывались, но матросы продолжали их изготовлять и одевать их на увольнение в запас.

Так продолжилась старая традиция, несмотря на все усилия командования.

Новые времена несколько ослабили прежнее отношение к «неуставным» ленточкам и сами командиры кораблей стали нелегальным порядком изготовлять матросские ленточки с названиями своих кораблей. Появились ленточки с надписями «БЕСПОКОЙНЫЙ», «ПЕТР ВЕЛИКИЙ», «МОСКВА» и т.д.

На день ВМФ многие одевают на голову матросские бескозырки, символизирующие их причастность к флоту, кораблям и плавсоставу. Они гордились и гордятся своими кораблями, своей службой и хранят как память для детей и внуков свои бескозырки с ленточками.

Почему у моряков на бескозырке две ленточки

Главная » Культура и общество » Почему у моряков на бескозырке две ленточки | «Зачем и почему»

Приветствуем Вас, дорогие читатели, на нашем сайте!

Здесь вы сможете узнать множество интересных и зажигательных историй, множество фактов и объяснений в мире. На нашем сайте вы найдете много полезной и интересной информации из различных областей науки, спорта, природы, животных и многое многое другое.
Читайте и делитесь с друзьями!

В данной статье мы с Вами узнаем – Почему у моряков на бескозырке две ленточки.

Образ моряка у многих ассоциируется с человеком в тельняшке, на голове у которого красуется бескозырка с двумя лентами. Когда-нибудь задумывались, для чего они нужны? Ведь армия и флот – это не те организации, где есть место бесполезным финтифлюшкам, во всяком случае когда речь заходит о суровом повседневном труде и быте военнослужащих.

Ленты на фуражке сегодня носят моряки почти всех стран мира. Данный обычай восходит к средиземноморским рыбакам, которые получали подобные ленты от жен и близких. На лентах записывались сакральные слова, обереги, молитвы и пожелания успешного возвращения.

Считалось, что такие ленточки служат талисманом и оберегом во время путешествия по полному опасностей морю. С появлением первой уставной формы на флоте никаких лент на головных уборах не было. Однако традиция оберегов на тот момент была широко распространена во всем мире.

Первыми стали английские моряки. Будучи весьма суеверными, они повязывали на свои головные уборы похожие ленты с воодушевляющими словами. Постепенно, необычную традицию подхватили и моряки других стран.

Из истории возникновения бескозырки

Длительный путь изменений прошел во флоте головной убор, пока, наконец, не появилась бескозырка. Первым головным убором русского матроса была мягкая валяная шляпа с полями, которая была введена на флоте в начале восемнадцатого века. Шляпа была проста и удобна и почти не отличалась от тех, которые крестьяне носили в деревнях. Шляпы продержались на флоте свыше 150 лет, претерпев за это время ряд изменений. В середине девятнадцатого века шляпы были отменены.

Гренадерская шапка морских батальонов. 1764-1796 гг

В самом конце девятнадцатого века Павел I ввел на флоте гренадерские шляпы. Они достигали 30 сантиметров в высоту и были очень неудобны. В начале девятнадцатого века введен еще один, не менее неудобный головной убор – кивер, который представлял собой как бы небольшое ведро, расширяющееся ко дну. Можно себе представить, как гренадерки и кивера мешали в бою, стесняя движения матросов.

Кивер морского гвардейского экипажа. 50-е гг. 19-го века

Передовые представители армии и флота, и в первую очередь Суворов и Ушаков, прекрасно понимали вред этих плодов преклонения перед иностранщиной. Они всю жизнь боролись против прусачества.В начале девятнадцатого века появилась фуражка.

В войсковых соединениях были специальные люди – фуражиры, в обязанность которых входила заготовка продовольствия, фуража для кавалерийских частей. Фуражные шапки, которые они носили, представляли собой остроконечный суконный колпак, перегнутый пополам, и напоминали современные пилотки.

Со временем фуражная шапка изменила покрой и приняла все элементы современной фуражки-бескозырки, то есть околыш и тулью. В ноябре 1811 года она введена как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота.

Первые бескозырки в их привычном виде

Первая бескозырка в ее более или менее привычном виде появилась в 1874 году. Она была черного цвета, имела шерстяные выпушки белого цвета по краю, тульям, на ней имелись ленты с названием корабля, на котором служит моряк. Также могло указываться соединение, номер экипажа. Длина ленты составляла 140 см, для внесения на нее сведений использовали особый шрифт.

Следующее изменение внешнего вида бескозырок произошло уже после революции, оно датируется 1921 годом. На тот момент тулью уменьшили, ленточки укоротили, от выпушки отказались. Вносить на головные уборы названия кораблей перестали, их заменили наименованием флота. А на 1923 год ввели новый кубический шрифт, единый для всех ленточек, который используется по сей день.

Интересный факт: дважды в истории на бескозырках начинали фигурировать Георгиевские ленты. Впервые ими награждались моряки в 1878 году, и затем эту награду вновь стали выдавать во времена Второй мировой войны.

История возникновения ленточки

Происхождение этого морского символа имеет несколько историй возникновения.

Первая берет свое начало еще с древних времен, когда человек преклонялся перед стихией. Жены или матери рыбаков перед тем как проводить своих родных в плаванье, дарили вышитые ими атласные ленты. Там были вышиты слова молитв о скорейшем возвращении или просто слова любви.

Читать еще:  Как сшить женскую кожаную куртку своими руками: выкройка (схема и построение), этапы пошива

Такие ленты были своего рода оберегом для рыбаков. Считалось, что они помогали им в борьбе со стихией, спасали от несчастий. Существует несколько легенд, в которых рассказывается как благословленному лентой рыбаку удалось спастись во время потопа, в то время как другие его соратники погибли.

Также во времена дальних плаваний моряки собирали свои длинные волосы лентой, на которых писали свои морские качества. Например, на ленте могло быть написано «Непобедимый» или «Не тронь меня».

В другой истории о появлении лент у моряков рассказывается как во времена первого морского флота англичане держали осаду голландской крепости. Для большей уверенности они подвязали на свои шляпы ленты с надписью «Неустрашимый». Все же пробиться через осаду им не удалось и они отступили перед надежно защищенной голландской армией. Но традиция подвязывать шляпы лентами впоследствии распространилась и на другие морские флоты.

В истории военно-морского флота упоминается ношение траурной ленты. Тогда моряки, служащие в английском флоте, в память об адмирале Нельсоне во время траурной процессии повязали на свои шляпы черные ленты.

Названия кораблей на ленточках

Несмотря на то, что названия кораблей на лентах бескозырки должны были исчезнуть с 1874 года, моряки всячески стремились сохранить эту традицию. На какой-то период имена кораблей перекочевали на значки, которые так и не стали уставной частью формы.

В дальнейшем ленты с названием корабля заказывались или изготавливались перед демобилизацией, моряки всеми силами стремились подчеркнуть свою гордость тем кораблем, на котором проходила их служба, несмотря на все настояния начальства.

Сегодня к названию корабля на ленте фуражки относятся спокойно, даже многие командиры поддерживают такую тенденцию и заказывают для себя подобные изделия.

Символ морского братства

Черно-оранжевые Георгиевские ленты стали использовать после 20 июля 1878 года. Они являлись наградными и полагались только тем морякам, что совершили какой-либо подвиг на службе. Очень многие были награждены такими лентами в Черноморском флоте за оборону Севастополя в 1854-55 годах. После революции 1917 года многое изменилось, в том числе и на флоте.

Георгиевские ленты тогда убрали. Изменилось и клеймо. Теперь указывалось только название флота. Впрочем, матросы линкоров, миноносцев и крейсеров все равно наносили на ленты названия своих кораблей. Вернули Георгиевские ленты на флот во время Второй мировой войны. Как и раньше они стали наградным символом, подчеркивающим заслуги бойца перед флотом и Отечеством.

Современное значение

Раньше основным практическим применением лент было фиксирование их вокруг шеи во время непогоды. При шторме удержать бескозырку было довольно сложно, поэтому моряки завязывали ее под подбородком. Также во время боя сохранить головной убор было довольно важно. В случае гибели моряка по бескозырке можно было его идентифицировать.

В настоящее время ношение лент — это больше дань традиции. Моряки сохраняют бескозырку после службы на флоте, надевают ее во время праздников. Она является своеобразной визитной карточкой моряков и является поводом для гордости.

Видео: Почему у моряков на бескозырке две ленточки

Почему бескозырка моряков имеет две ленты

Народные поверия


Ленты на фуражке сегодня носят моряки почти всех стран мира. Данный обычай восходит к средиземноморским рыбакам, которые получали подобные ленты от жен и близких. На лентах записывались сакральные слова, обереги, молитвы и пожелания успешного возвращения. Считалось, что такие ленточки служат талисманом и оберегом во время путешествия по полному опасностей морю.

С появлением первой уставной формы на флоте никаких лент на головных уборах не было. Однако традиция оберегов на тот момент была широко распространена во всем мире. Первыми стали английские моряки. Будучи весьма суеверными, они повязывали на свои головные уборы похожие ленты с воодушевляющими словами. Постепенно, необычную традицию подхватили и моряки других стран.

От суеверий к практике

На российском флоте подобные головные уборы стали широко использовать в 1857 году. Помимо имени моряка на ленту стали наносить номер борта, на котором он служит. Фуражка с лентой стала официальным уставным предметом гардероба матроса в 1872 году. Спустя два года вышел приказ, который обязал весь российский флот использовать черные бескозырки с выпушками и лентами, на которых клеймился номер экипажа, соединение и название корабля.

Символ морского братства


Черно-оранжевые Георгиевские ленты стали использовать после 20 июля 1878 года. Они являлись наградными и полагались только тем морякам, что совершили какой-либо подвиг на службе. Очень многие были награждены такими лентами в Черноморском флоте за оборону Севастополя в 1854-55 годах.

После революции 1917 года многое изменилось, в том числе и на флоте. Георгиевские ленты тогда убрали. Изменилось и клеймо. Теперь указывалось только название флота. Впрочем, матросы линкоров, миноносцев и крейсеров все равно наносили на ленты названия своих кораблей.

Вернули Георгиевские ленты на флот во время Второй мировой войны. Как и раньше они стали наградным символом, подчеркивающим заслуги бойца перед флотом и Отечеством.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector