Как называется задняя часть кокошника: как называлась задняя часть кокошника и каковы её функции

Как называется задняя часть кокошника: как называлась задняя часть кокошника и каковы её функции

Как называется задняя часть кокошника

Красота и внешность древнерусских женщин вызвали похвалу других народов. У каждого человека своё мнение, свои взгляды на идеал красоты, но у всех одно мнение касательно русских женщин, их всегда описывали с элегантностью, отмечали их белоснежную кожу с румянцем на щеках, красивыми, длинными волосами. По стилю головного убора каждый мог узнать его обладателя, возраст, семейное и финансовое положение. Самым популярным убранством замужних женщин были кокошники.

Кокошники были сделаны из яркой ткани, украшены очень богато. Такая одежда делалась мастерицами не один день. Сберегали их очень аккуратно. Типы кокуев были очень разнообразны. Уборы настолько традиционны, что можно было по ним определить место обитания обладательницы.

Из чего состоит кокошник

Кокошник – стародавний русский головной убор для дам, в форме гребня (полумесяца) вокруг головы, с расписанной передней частью, которая находится высоко надо лбом. Сзади прикреплены ленты. Символ русского традиционного костюма. Производное от кокошь «курица» и «петух». Такое название произошло от сравнения убора с хохолком птицы. Лицо становится центром внимания. К тому же кокошник подчёркивает важность мероприятия.

На заметку! Цель убранства плотно охватить волосы и спрятать длинные волосы.

В зависимости от местожительства на разных территориях России формировалась своя своеобразная форма кокуев, которая определялась разными признаками: особенностью укладки волос, убранных в две косы (могли заплетать вокруг головы, надо лбом, на затылке и т. п.), разнообразием украшений и вставок. Для внесения красоты в образ добавляли бархатные лопасти и обнизи из бус, подзатыльники и другие детали, основа для которых – кокошник.

По своей конструкции выделяют 4 типа кокошников:

  • однорогий,
  • форма цилиндра с плоским верхом,
  • форма эллипса,
  • двугребенчатый.

Кокошник состоит из таких частей:

Из чего изготавливались составляющие кокошника

У кокоша было высокое очелье с кружевными деталями и жемчужным нижним дном (поднизь), круглым бархатным дном и подзатылье из бисера. Со стороны висели подвески, сделанные из бисера или других бусин. При надевании слегка смещался на лоб, а задняя часть головы была сделана из холста, закреплённым с помощью тесёмок. Кокуй имел вид лёгкого опахала.

Опора была сделана на прочной основе из штофа и бархата, кумача на крепкой основе (холста, картона, картузного материала). Мягкую часть обязательно шили, измеряя голову собственницы убора. Сверху гребень украшал узорчатый галун, бусины или перлы, и сложное кружево, что придавало наряду ещё большего восхищения.

Часто использовали растительный орнамент и стилизованных птиц, как пример для узора вышивки. На затылочной зоне часто делали орнаменты золотыми нитями. А сзади кокуя фиксировался шелковыми лентами. Кромку могли декорировать ряснами, спадающими жемчужинами (или другого материала) нитями, это позволяло не очень молодым дамам скрыть возрастные следы времени на лице. Наверх кокошника могли надевать платки или лёгкую вуаль, атрибуты были драпированы кружевами, узорами. Платки закрепляли под подбородком или спускали с верха кокуша, на плечи или спину.

Как называется задняя часть кокошника и каковы её функции

Задняя часть называлась подзатыльником. Делалась она из тугой материи, красивого бархата. В зимний период использовался соболиный или бобровый мех, чтоб защитить голову от холода. Тогда кокошник становился ещё краше. Подзатыльник служил для прикрытия швов изделия. Когда кокуй был сделан из тонкой ткани, девушки могли завязать его ленточками на подбородке, или сделать на затылке красивый большой бант.

Сейчас многие кокошинички хранятся в музеях и личных коллекциях. В современной культуре этот убор является незаменим атрибутом новогоднего костюма «Снегурочка», королевы Амидалы в фильме «Звёздные войны», и также применяется в других сферах.

Дополнительные детали кокошника

Выполнила: Михайлова Таисия

Ученица 8 «Б» класса

Руководитель: Губарева М.А.

Г.

«Жив народ и нация не исчезнет, пока поют люди народные песни и носят национальные одежды, пока обращаются они с молитвой к Богу.»

Есть женщины в русских селеньях,

С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит!
А зрячий о них говорит:
Пройдёт – словно солнцем осветит,
Посмотрит – рублём одарит.

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

Н. А. Некрасов “Мороз красный нос”

Кокошник — народный головной убор, знакомый многим по русским народным сказкам. История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто.

Без головного убора комплект одежды был бы неполным и согласно обычаю древних восточных славян даже и не мыслился. С непокрытой головой, женщина не показывалась ни на людях, ни на улице, ни даже дома. Формы и украшения головных уборов были изумительно красивы, эстетически оправданы и в каждой местности разнообразны. Они делились на девичий и женский головной убор. Основной тип женского головного убора состоял из кички или сороки, кокошника и богатого набора платков, шалей и подшальников.

«..Национальная одежда дает человеку ощущения единства со своим народом, устанавливает связь через века с прошедшими и грядущими поколениями, вплетает личность в узор вечности.»

1. Исследовательский этап

Проблема и потребность

Наша школа является центром проведения народных праздников. Жизнь нашей школы вобрала в себя обычаи, празднества и повседневные ритуалы. Наши костюмы несут в себе скрытые знания, которые не особенности народного костюма, поэтому для школьного театра (музея), поэтому мы решили восстановить коллекцию народных изделий, и я буду выполнять одно из них.

Цели и задачи

В нашей школе ежегодно проводится новогодний утренник, где главные герои Дед Мороз и Снегурочка. В этом году, мы решили создать новый костюм Снегурочки. Одной из деталей костюма является головной убор. Приобрести кокошник подходящий к нашему костюму не так просто и стоят не так дёшево. Поэтому я решила сделать кокошник своими руками.

1. Сделать кокошник для костюма Снегурочки, в котором также можно будет выступать на сцене в роли русской красавицы.

2. Формировать общечеловеческие ценности

3.Развивать русские традиции и социально творческую активность

4. Сшить головной убор, соответствующий моему выбору, универсального размера.

5. Соблюдая технологию изготовления швейного изделия

Требование к изделию

· Должно быть красивым и соответствовать платью

· Иметь низкую себестоимость

· Грамотное сочетание цветовой гаммы аппликации и основы платья

· Соответствие внешнего вида готовому изделию

Звёздочка обдумывания

История и современность

В каждой работе художника мы видим русских красавиц в великолепных нарядах и роскошных головных уборах – кокошниках, которые подчеркивают очаровательную нежность и трогательную красоту женских лиц.

Кокошник был одним из самых распространенных русских головных уборов. И в наше время он является символом русского женского национального костюма

История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто.
Кокошник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними. Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В
Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем.

В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», «златоглав», «рогачка», «сорока» и др.

Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями.
Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. При этом главной их особенностью было то, что они плотно охватывали голову женщины, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком.
Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д.

Кокошники изготавливались обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями. Кокошники считались большой семейной ценностью.

Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия, т. е. кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом.

В современной культуре кокошник является обязательным атрибутом новогоднего костюма Снегурочки.

Проработка идеи

Одной из важнейших задач для меня является создание такого изделия, которое полностью удовлетворит меня и других людей. Для того, чтобы я могла максимально приблизиться к решению этой задачи, необходимо точно выявить потребности и желания.

Как называется задняя часть кокошника?

Кокошник – старинный женский головной убор. Как называлась его задняя часть?

4. Задание по русскому медвежонку))

Кокошник стали женские главную бор как называлась его задняя часть

Коко́шник (от древнерусского слово ко́кошь — «курица») — это старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
В разных регионах Руси кокошник называли: кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска.

Форма кокошников в разных регионах довольна, разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции укладывания волос, собранных в жгут или две косы: вокруг головы, надо лбом, на затылке, а висках и т.д. Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, обнизи, подзатыльники и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу-кокошник.

По своей конструкции выделяют четыре вида кокошников:

  • однорогий кокошник,
  • кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским верхом,
  • кокошник с плоским овальным верхом,
  • двугребенчатый, или седлообразный кокошник

Кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским верхом имел небольшие лопасти, прикрывавшие уши, позатыльник — полосуткани на твердой основе, пришитую сзади, и поднизь — жемчужную или бисерную сетку, спускавшуюся на лоб до бровей или слегка приподнимавшуюся над ним. Платок закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее.

=> Таким образом, из описания одного из вида кокошников приходим к выводу, что задняя часть кокошника называется подзатыльник.

Кокошник иногда называют «забытой короной русских красавиц». Это действительно так: он давно стал национальным символом России, как кимоно у японских барышень, как задорные яркие венки у украинских девушек.

Кокошник прошел очень долгую историю становления и развития. Сегодня это самый популярный национальный аксессуар в мире. Например, не так давно выходила замуж британская принцесса Евгения Йоркская, ставшая миссис Бруксбэнк. На свадьбе все гости были покорены не только нежностью и красотой, обаянием английской принцессы, но и ее утонченным образом, ее роскошной тиарой, которая, как высказались многие модельеры (и не только они), поразительным образом напоминала стильный русский кокошник…

Словом, это украшение слишком изящно, слишком аутентично и интересно, чтобы не уделить ему достаточно внимания. Пора исправить досадное недоразумение и рассказать о кокошнике все, что мы только знаем!

История возникновения кокошника

Кокошник – это известный всем головной убор с очельем большой высоты, в несколько дюймов, полностью или частично закрывающий волосы, а часто – голову полностью, до ушей.

Когда именно возник кокошник, доподлинно неизвестно. Загадкой остается и то, как возникла традиция его ношения. Известно только, что уже в 12 веке нашей эры на Руси, под Новгородом, находили могилы знатных дам, чьи головы были украшены чем-то наподобие кокошника.

Интересно! Считается, что прообразом кокошника могли служить византийские тиары. Русь активно торговала с Византией, поддерживала тесные отношения с этим государством, поэтому вполне возможно, что дочери знатных мужчин могли познакомиться с модой византийских девушек, украшавших волосы таким интересным аксессуаром.

Кокошник был традиционным элементом русского костюма, поэтому его носили абсолютно все дамы:

Несмотря на сложившийся стереотип, кокошники не носили постоянно – его надевали 1-2 раза в год. Это был праздничный головной убор. Часто им украшали голову невесты. Затем головной убор убирался в сундук и бережно хранился до следующего праздника, передавался по наследству.

В русских губерниях существовали собственные «модели» кокошника. До нас дошли следующие варианты (в разделе «Русский народный костюм» вы сможете познакомиться с самыми разными его конструкциями):

Однорогий – его чаще всего носили в Центральной России. Он имел обязательную сетку-поднизь – красивую сетку, ниспадающую на лоб.

Двурогие конструкции – у них «рога» находились по обеим сторонам лица. Это был очень широкий головной убор с очельем, напоминающим полумесяц.

В виде цилиндрической шапки – его украшали обязательно платком и носили в основном в Северных губерниях.

«Шеломок», напоминающий седло, носили жительницы Харьковской, Орловской и Курской губерний.

Кокошник пережил очень сложную историю своего становления и развития. Подробнее вы сможете ознакомиться с ней, посмотрев вот это видео: https://www.youtube.com/watch?v=j1I-R1o5sKs.

Устройство кокошника

Кокошник – это традиционный элемент русского народного костюма. Представлял он собой по сути шапочку, к которой прикреплялся гребень (обычно из бересты), который обтягивали дорогой тканью и старательно вручную расшивали драгоценными камнями, жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Менее богатые дамы использовали бисер, фольгу, стекло, парчу, бархат и другие «красивости».

Кокошник состоял из нескольких основных элементов:

Шапочка или волосник – лента или специальная шапочка, на которую пришивался сам «веер». Шапочки часто тоже богато украшались и декорировались. Замужние дамы носили только полностью закрытый кокошник, который полностью прятал волосы (потому что непокрытые волосы замужней дамы сулили дому несчастья и беды), а у незамужних девиц мог открывать косу.

Очелье – собственно, сам кокошник-гребень. Его делали из бересты или металлической ленты, обтягивали дорогой тканью и расшивали.

Ленты – с их помощью кокошник крепился на голове.

Кроме того, существовали очень богатые украшения для кокошника. Например, затылок могли покрывать позатыльником – специальным бархатным платком, расшитым узорами. Сам кокошник же нередко накрывали платком – с его макушки спускали драгоценную вуаль или фату, которая достигала плеч и часто закрывала даже грудь.

Для особо торжественных случаев кокошник мог дополнительно украшаться специальной поднизью – это особая сетка, расшитая жемчугом и частично закрывающая лоб. Она придавала более богатый и роскошный вид и часто служила элементом свадебного наряда.

Форма же гребня, как было уже сказано, менялась в зависимости от местоположения женщины. В разных губерниях существовали свои формы «веера», которые были продиктованы традициями.

Интересно! Изготавливали кокошники только специальные мастерицы-кокошницы, которые жили и трудились в селах, в городах, часто – в монастырях и храмах.

Традиции ношения кокошника: запреты и ренессанс

Традиционно кокошник был праздничным головным убором, разрешенным для ношения как замужним дамам (им отдавалось преимущество), так и незамужним девицам.

Этот головной убор был настолько распространен, что его носили и крестьянки, и боярышни. Отличался он лишь конструкцией и используемыми материалами – например, если простолюдинка расшивала кокошник бисером, аристократка могла позволить себе украсить его самоцветами и речным жемчугом.

Интересно! Кокошник не сразу становился праздничным головным убором. После венчания юная супруга традиционно надевала и носила его на улице каждый день (не на работу, разумеется) до тех пор, пока у пары не рождался первенец. Причем кокошник должен был быть непременно жемчужным.

Однако долгое время кокошник был «опальным»: с приходом к власти Петра I стало ясно, что ему больше нет места в государстве, которое следовало традициям Европы. Этот головной убор было строго запрещено носить знатным дамам, его могли позволить себе надеть лишь крестьянки, купчихи, мещанки и жены священнослужителей. Так кокошник попал в опалу, где и оставался до самого возведения на престол императрицы Екатерины II, которая очень интересовалась традициями русского народа. Она и вернула в моду кокошник, вывела его из забытья. Сперва она использовала в качестве маскарадного костюма, чтобы подчеркнуть свою связь с новой культурой. Но затем кокошник настолько вошел в моду, что его снова стали носить придворные дамы, и он прошел несколько новых ступеней развития:

Николай I ввел кокошник в качестве обязательного элемента придворного платья фрейлин. До самой революции 1917 года этот головной убор оставался обязательным при посещении официальных мероприятий при дворе. Кроме того, регламентировался и цвет верхнего платья придворных дам.

В середине 19 века стало модно заказывать драгоценные тиары, напоминающие кокошник. Эта традиция сохраняется и сейчас: многие тиары ювелиры создают, вдохновляясь традициями русского головного убора.

Одним из последних задокументированных фактор ношения русского кокошника стала свадьба императора Николая II. Александра Федоровна выходила замуж в тиаре, созданной по его образу и подобию.

Кстати, в 1903 году состоялся знаменитый Костюмированный бал, который прошел в Зимнем Дворце. Абсолютно все дамы избрали в качестве головного убора кокошник – это был самый яркий символ, всплеск моды на этот удивительный аксессуар, который, впрочем, и сегодня не собирается сдавать свои позиции.

Интересно! Кокошник был популярен до самой середины 20 века. Сохранились многие фотографии, где великие княжны Романовы, дочери Николая II, украшают голову простым кокошником без излишних убранств. Лишь после революции традиционный головной убор стал постепенно выходить из моды, но не вышел из нее до сих пор.

Мировая мода с русским акцентом

Пожалуй, нет более интересного и эффектного национального аксессуара, чем русский кокошник. Только он, аутентичный, так часто становится «гостем» на подиумах лучших в мире модельеров, признанных мастеров высокой моды:

именно этот аксессуар популяризировала французская художница Жанна Ланвен;

модный дом Франции «Огюст Боназ» в начале 20 века изготавливает кокошники из пластмассы, которые быстро разойдутся среди модниц;

признанный легендарный кутюрье Карл Лагерфельд (между прочим, именно он сейчас представляет модный дом «Шанель») создал коллекцию «Париж-Москва» в 2009 году, где украсил головы моделей изысканными фантазийными кокошниками.

Кокошник носили и героини знаменитых, даже можно сказать, легендарных фильмов – например, в трилогии «Звездные войны» королева Амидала надевает изумительный русский наряд, а на ее голове красуется головной убор, напоминающий кокошник русских красавиц.

В 30-е годы кокошник становится особенно популярен. Этот красивый головной убор становится традиционным на Западе в качестве свадебного головного убора-тиары. Если вспомнить Евгению Йоркскую или невесту принца Гарри – МеганМаркл, герцогиню Сассекскую, то становится понятно, что популярность кокошника никуда не делать с течением веков – наоборот, даже монаршие особы вдохновляются этим традиционно русским головным убором! Вдохновитесь и вы – ведь в разделе «Русские кокошники» всегда есть, на что посмотреть!

Интересно! Огромной любовью к кокошникам (и к России в целом) славится знаменитая певица Наталия Орейро. В 2018 году она записала не один клип, где предстала в образе русской красавицы с роскошной тиарой-кокошником на голове. Самый известный из них – это клип на песню «Поднимите руки вверх» (или UnitedByLove). Если вдруг вы пропустили этот великолепный красочный мини-фильм, то сейчас – лучшее время, чтобы с ним познакомиться вот по этой ссылке: https://rutube.ru/video/c109917b3503aea2694a3eaf94c9e95e/.

Любопытные факты о кокошнике

Кокошник – это очень интересный элемент русского национального костюма, поэтому кратко расскажем вам о нескольких фактов, на которые не хватило времени в основном тексте статьи:

Само слово «кокошник» происходит от слова «кокошь» — то есть курица-наседка. По другим источникам, оно переводится как «петух».

Некоторые кокошники были настолько дорогими, что стоимость одного аксессуара доходила до 300 рублей (для сравнения, стоимость коровы в то же время редко превышала 10 рублей).

Мы привыкли видеть кокошник с лицевой, стороны, красивой. Кажется, что «лицо» — это парадная часть головного убора. Однако, тыльная сторона вышивалась гораздо богаче и интереснее.

Орнаменты вышивались не просто так. Они служили оберегами от злых сил, помогали хранить супружескую верность, приносили счастье в семью.

Долгое время кокошником был строго определенный головной убор – позже, в эпоху Екатерины II, им стали называть любое украшение для головы с высоким очельем. Поэтому современные тиары очень часто создаются по образу и подобию русского кокошника. Мы уже упоминали женщин-монархов, которые надевают такие аксессуары на самые важные события в жизни.

В общем, кокошник – это аксессуар, который переживал взлеты и падения. Из головного убора простолюдинок он превратился в роскошные тиары, которые носили принцессы, королевы и императрицы. Пожалуй, это единственный элемент русского костюма, который смог пройти сквозь эпохи и остаться популярным.

Волосник, сорока, кокошник: Русские головные уборы от допетровских времен до «Звездных войн»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

До свадьбы

Девичий головной убор был намного проще женского. До замужества можно было демонстрировать свою косу – девичью красу. На голову повязывали обычно ленту или одевали венчик (венец) – красиво украшенный и завязывающийся сзади.

Волосник или повойник

Эта часть убора представляла собой сетчатую шапочку, которая одевалась непосредственно на голову и стягивалась, чтобы волосы не выбивались наружу. Несмотря на то, что она не была видна, волосник тоже богато украшали вышивками, и выглядел он очень нарядно.

Повойник шили из полотна, он тоже одевался под верхний убор и предохранял волосы от спутывания, а богатый наряд – от загрязнения. Позднее его стали использовать отдельно, но чаще всего прикрывали хотя бы платком. Сегодня современная мода, повернувшая, как и сто лет назад, свой взгляд на русофильство, может предложить женщинам дизайнерские повойники, которые будут смотреться актуально с современным нарядом.

Кика рогатая или копытцем

В старославянском языке слово «кыка» означало «волосы». Этот вид женского убора, вероятно, является одним из самых древних. Его форма является прямой отсылкой к языческим культам, так как во многих древних культурах рога (бык, корова) считались символами плодородия. Поэтому носить кику рогатую могла только замужняя женщина. В некоторых областях рога означали плодовитость в прямом смысле, и в старости кика заменялась на безрогую. А в некоторых более ранних традициях длина рогов была связана со статусом женщины в роду – на молодуху сначала одевали кичку с едва наметившимися рогами, и заменяли ее на полноценную бабью кику после первых родов. Самые большие рога при этом носила наиболее уважаемая женщина.

Передняя часть кички поднималась и держала форму благодаря жестким вставкам, например, из бересты или самодельного картона из проклеенной бумаги и холста. Украшались кики богато – бисером, жемчугом, вышивкой. Считается, что обрамление женских уборов – жемчужное очелье и ряски – височные привески успешно скрадывали возраст, отвлекая внимание от немолодого лица.

Православное духовенство боролось с рогатыми языческими символами, и поощряло женщин носить другие уборы, но до конца XIX века кички успешно держали свои позиции, особенно в южных областях России.

Тульская сорока

Из-за путаницы в терминах, сорокой называется как самостоятельный головной убор, так и часть кики. Однако тульская сорока стоит особняком, ее ни с чем не спутать. «Хвост» этой сложной конструкции похож скорее на павлиний и выглядит очень ярко. Знаменитый русский этнограф Николай Михайлович Магелянский, изучавший в 1902 году села Тульской губернии, писал про «сороку»:

«…головной убор, состоящий, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который — длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки (…) Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих „золотных“ головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро…»

Сборник (самшура, моршень)

Главное отличие в этом наряде – «сморщенная» или присобранная часть, которая и дала ему название. Сборник похож и на кику, и на кокошник одновременно. Пришел он из северных губерний, но распространен в XIX веке был в Центральной России и в Сибири. Расшивалась такая шапочка очень богато – золотом, камнями, жемчугом. Более простые варианты могли быть и повседневными.

В древне-русском языке слово «кокошь» означало курицу. Поэтому название самого известного русского головного убора навеяно, вероятно, формой куриного хвостика. Хотя, как раз форма кокошника могла очень сильно варьироваться – от высокого и вытянутого Костромской губернии до широкого полукруглого Владимирской. Существовали также и кокошники в виде цилиндрической шапки или двухребенчатые, их носили с платками.

Существовала очень оригинальная разновидность кокошника с жемчужными шишечками. Она была распространена в Псковской губернии. Эти своеобразные украшения символизировали плодородие. Была даже поговорка: «Сколько шишек, столько детишек». В изготовлении таких нарядов прославились мастерицы Торопецкого уезда, поэтому такие шишаки даже называли торопецкими кокошниками.

Кокошник стал своеобразным символом России. Петр I, пытавшийся перестроить традиционный российский уклад на новый лад, даже издал специальный указ, запрещавший носить боярышням этот вид одежды. Реабилитировала его только Екатерина II, воскресившая моду a la russe. Но долгое время он был скорее принадлежностью маскарадных костюмов. На волне патриотизма в войну 1812 года кокошник возвращается в гардероб великосветских дам, а в 1834 году по указу Николая I даже становится частью придворного платья.

Известный историк моды Александр Васильев считает, что после революции, мода, распространенная русскими эмигрантами, познакомила мир с этим элементом нашей национальной одежды: «в 1919-29 годах (кокошник) входил в арсенал модниц всего мира». С тех пор этот женский головной убор частенько становится элементом нарядов на модных показах. Можно говорить о том, что он оказал влияние на мировую моду.

Грандиозный бал-маскарад в доме Романовых в русском стиле 1903 года оставил след в нашей культурной традиции и память, которая прошла через столетие. Смотрите раритетные цветные снимки с этого уникального праздника .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Читайте далее:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × один =

Adblock
detector