Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы.

Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы.

Современный костюм

Этнический дизайн в Удмуртии стремительно набирает обороты: клетчатые платья и рубашки, тканные вручную пёстрые пояса, стилизованные монисто, расшитые монетами и пуговицами съёмные воротнички, футболки с профилем Кузебая Герда и символическими орнаментами.

Точные сведения о формировании удмуртского современного костюма отсутствуют. Можно предположить, что первый интерес к стилизованному костюму появился при создании сценических костюмов для самодеятельных коллективов. Современным костюмом стали заниматься более серьезно 15 лет назад, когда в Удмуртском государственном университете открылась новая специальность — «Художественное проектирование костюма».

Сложный традиционный костюм с каждым годом вдохновляет всё большее число современных дизайнеров. В последнее время в дизайнерском пространстве Удмуртии стало больше новых имён модельеров, работающих над эксклюзивными, стилизованными вещами. Ценность дизайнерских работ, созданных вручную — картин, подвесок, сумок – в том, что они существуют в единственном экземпляре.

Особым спросом у молодежи пользуются легкие нарядные платья из демократичных недорогих тканей – штапеля и льна, которые одновременно отражают и удмуртский народный стиль, и мировые подиумные тенденции. Они уместны не только для семейных праздников, но и для работы в офисе, похода в театр.

«Совсем непросто вписать традицию в современную моду», – подчеркивает ижевский искусствовед, исследователь истории и символики удмуртского народного костюма Людмила Молчанова. Будучи преподавателем института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета, Людмила Анатольевна разработала специальный курс по моделированию современного национального костюма. Вдохновила и воспитала не одно поколение дизайнеров. После знакомства с ней многие молодые авторы ощутили интерес к родному национальному костюму, глубинным корням, семантике и символике народного костюма и выбрали своей специализацией этническое направление.

Сама Людмила Анатольевна мотивами древне-удмуртского эпоса заразилась много лет назад — на съемках первого удмуртского художественного фильма «Тень Алангасара», где была гримером и художником по костюмам. С тех пор ею изучена масса трудов по археологии, благодаря полевым экспедициям и живому общению с носителями традицийсобран уникальный этнографический материал по символике костюмов. «Если костюм, выполненный по традиционным мотивам, не будет модным, кто же тогда его будет носить? Какой в нём смысл? Необходимо, чтобы традиция вписалась в моду. Этим я и занимаюсь со своими студентами, этому их и учу», – говорит дизайнер.

Этническая тема сейчас на пике популярности. Такие признаки народного костюма, как многослойность, декоративность, многоцветие вошли в моду. Часто традиционный крой, символика вышивок, узор, пестрядь, использование натуральных тканей и особый способ ношения костюма опосредованно, не напрямую указывают на удмуртскую традицию и органически вписываются в современный костюмный ансамбль.

Экспериментировать с народной одеждой, не теряяпри этом национальный колорит, может только человек, хорошо знающий традицию. Этим отличается творчество учениц Молчановой – Полины Кубиста и Веры Кузнецовой. Так, Вера много лет работает над сценическими костюмами для исполнителей удмуртской эстрады (ансамбль «Шулдыр ӝыт», «Малпан», Анна Плотникова), а в шоу-рум Полины приходят городские модницы, которые ценят удмуртскую идентичность и модный крой ее изделий.

Известно, что удмурты вкладывали глубокий смысл в создание своей одежды, подходя к этому разумно, с душой. Женщины носили закрытые платья, облачая себя, словно в раму. Одежда соответствовала возрасту, семейному положению и месту рождения носительницы. Ткани были исключительно натуральными.

По словам Людмилы Молчановой, одна из грубейших ошибок, которую допускают в работе неопытные удмуртские дизайнеры – пошив изделий из дешевых, искусственных тканей. «Скорее всего, это связано с финансовыми затруднениями начинающих дизайнеров, – поясняет исследователь. – Вообще для того, чтобы сшить современный национальный костюм, в первую очередь важно изучить традицию, почитать этнографические книги о традиционных узорах и орнаментах. Во многих современных удмуртских нарядах меня раздражает безвкусица и так называемый «гламур», когда слишком ярко, крупно, навязчиво изображают удмуртский узор или грубо нашивают его на тканевую основу. Подобная небрежность настораживает. Платье с нарушенной символикой, как правило, работает против хозяина. Носить такие вещи никому бы не советовала».

Важно отметить, чтотрадиционную одежду создавали люди, не имевшие специального образования, и исключительно вручную. При этом создатели удмуртского костюматонко чувствовали композицию и правильные пропорции. Есть чему поучиться у наших предков, результаты мастерства которых могут служить вдохновению современным авторам новых коллекций.

Отличительные черты национального костюма удмуртов для мужчин и женщин

Любая одежда, помимо своего прямого назначения – защиты человека от погодных воздействий, несет дополнительную функциональную нагрузку. Защитная символика, наносимая на ткань, сделала национальный костюм удмуртов своеобразным оберегом от невзгод и злых чар. Благодаря отдельным элементам, можно определить пол, возраст, статус, религию человека, облаченного в народное одеяние.

Традиционные повседневные одежды и обувь

Костюмы народностей, населяющих северную и южную территории Удмуртии, различны. Издревле одежда изготавливалась из простых добротных материалов: овчины, холста или сукна. Женщины с юных лет обучались ткать, шить и вышивать. Молодая мастерица до замужества набивала свой сундук нарядами собственного изготовления, которых насчитывалось около 40 штук. Они предназначались для будущего мужа и новой родни. Все представители народности имели несколько комплектов национального костюма удмуртов:

  • каждодневная одежда;
  • праздничная;
  • облачение для обрядов (погребальные, свадебные).

Удмуртская обувь – это ботинки (ката), лапти (кут), валенки (гын сапег), сапоги из кожи (сапег). Женские, мужские и детские облачения делались особым образом. Отдельные элементы костюмов разнились, наделялись своей символикой, несущей определенную функцию.

Народный удмуртский женский костюм состоит из рубашки-туники (дэрем), кафтана-халата (шортдэрем), передника (айшет), головного убора из бересты (айшон). Североудмуртская женщина носила белую холщовую тунику со съемным, затейливо вышитым нагрудником (кабачи). Сверху она надевала беленый кафтан или халат с поясом и передником, но уже без грудки. Одеяние северянок во многом походило на облачение народов Пермского края.

Удмуртка-южанка поверх рубахи надевала приталенный камзол или же безрукавку и фартук с грудкой, а на низ – штаны. Ткани использовались пестрые, заимствованные от татарских соседей. Кабачи носили замужние дамы. Позднее нагрудники стали делать из кусочков вышитой ткани, которые украшались монетами и пуговицами. Зимой женщина-удмуртка носила более теплый костюм, дополняя его верхней одеждой:

  • шубой из овчины;
  • отрезным по талии кафтаном-туникой с ложными вшивными рукавами. Его накидывали на плечи либо надевали, а рукава затыкали сзади, продевая руки в прорези.

Впервые выгонять корову в доме мужа молодая жена обязана была именно в кафтане с ложными рукавами. При этом удмурты считали, что чем длиннее рукава, тем состоятельнее молодка.

Рукава рубахи для женщин расшивались яркой вышивкой, которая использовалась в качестве оберега, защищающего от черного глаза. Когда вышивальщица заканчивала работать, она ставила на одежду свой чук из нескольких ниток, как клеймо мастера. Другим мастерицам такие облачения запрещалось копировать.

Комплект для сильного пола удмуртской народности напоминает русский костюм. Такая схожесть в облачении естественна для соседей. Мужской ансамбль включает:

  • светлую полосатую рубаху до колена с ремнем на талии или же с узорчатым пояском;
  • свободные по крою холщовые выбеленные (либо синие) брюки;
  • рубашечный воротник – украшался вышивкой;
  • тканый пояс – считался оберегом и нес обрядовую функцию;
  • в холодный период надевали на рубаху приталенный удлиненный кафтан, тулуп из сукна либо овчины в пол с огромным воротом.

Мужчина-ремесленник подпоясывался сыромятным толстенным ремнем, имеющим пряжку из меди и железные скобы для инструментов.

Мужской удмуртский наряд на каждый день изготавливался из грубых простых тканей. Для пошива рубах костюма северных удмуртов чаще использовали лен. Южане предпочитали коноплю.

Детский национальный костюм удмурты-малыши почти всегда донашивали за старшими. Ношенная материнская рубашка становилась первой одеждой маленькой девочки, а отцовская – мальчика. Грубая, многократно постиранная ткань делалась мягкой и идеально подходила для нежной детской кожи.

Праздничные одеяния

Праздничный мужской удмуртский костюм – белая рубаха с вышитыми красными нитями, идущими полосками вдоль рукава, по вороту, подолу изделия. Брюки шились из черной ткани или синей. Пояс делали широким в красном цвете или пестрым. Одежда для молитв – рубашка нательная и белый кафтан изо льна прямой спереди, приталенный сзади.

Костюм удмуртской девушки для свадьбы был преимущественно белым. Праздничный кафтан шился из плиса, украшался тесьмой. Свадебный сюлык (белая расшитая холстина) вышивался черной нитью, декорировался кистями по бокам.

Национальные головные уборы

Многослойность всегда была присуща национальным костюмам. Для удмуртов это тоже типично. Южные девушки облачались в сложные головные уборы:

  • шапочки с высоким лбом (айшона);
  • налобные повязки, украшенные бусинками и ленточками;
  • платки, расшитые и отделанные бахромой;
  • когда замужняя женщина становилась матерью, она надевала вышитое полотенце, закрепляя его сверху косынкой.

Костюм удмуртской девушки с севера включал холщевую шапочку (такья), которая декорировалась монетками и кумачом. Девочки-подростки надевали круглую такью. Взрослея, они меняли ее на продолговатую. Еще молодые девушки носили повязки с блестками и лентами, а также платки из беленых тканей. Замужние женщины дополняли тюрбан полотенцами, вышитыми красными нитями. Пожилые удмуртки вместо берестяного айшона (кокошника) носили пелькышет (шапочку с длинными концами), который покрывали платком.

Удмуртский костюм для мужчин был дополнен суконным колпаком в форме цилиндра. Зимой они носили теплые овчинные шапки. Эти уборы были пошиты по типу малахая.

Декор костюма

Национальный удмуртский костюм щедро декорировался вышивками, монетами, лентами и разными украшениями. Особенно тщательно украшался съемный нагрудник и налобная повязка. Для отделки использовались русские монетки и серебро. В ход шли бляшки, пуговицы, подвески, жетоны.

Богатые семьи передавали серебряные украшения по наследству. Менее состоятельные удмурты использовали в декоре имитацию жестяных и оловянных монеток. Носили металлические браслеты с орнаментами, а также огромное количество серег, колец, декоративных цепей.

В отличие от мордвы и чувашей, удмурты мало использовали для декорирования своих костюмов стекло и бисер. Замужние дамы любили украшать косы накосниками, изготавливающимися из узкой полоски холста, увешенной жетонами и монетками. Накосник прикреплялся к такье сзади при помощи металлической пластины.

Уши часто украшали подвесами (пельугы) из отдельных нитей серебряных монет. Шею декорировали снизкой из холстяной полоски. Ее обшивали монетами, красной ситцевой тканью, некрупными бусами, раковинами.

Популярное среди удмуртов украшение – йырпинь. Это белые ракушки, которые считались оберегом. Семейную реликвию передавали по наследству.

Ткани и цвета

Цвета удмуртского национального костюма – белый, черный, красный, охра, индиго. На севере преобладали первые три оттенка. Полихромную расцветку предпочитали на юге. Ткани простые для повседневной одежды – холст, сукно, овчина. В XIX веке для выходных нарядов использовали шелковые и атласные ткани.

Государственный флаг Удмуртской Республики выполнен в черно-бело-красной палитре.

Национальный костюм удмурта – одежда добротная, яркая, многогранная, но с постоянными народными элементами. Наряды разнятся не только по типу использования (праздничная, повседневная или обрядовая), но и в зависимости от территориальной принадлежности населения, будь то сдержанные северяне с русским влиянием или яркие южане, многое позаимствовавшие для национального костюма от татар и башкир.

Удмуртский национальный костюм

Национальный удмуртский костюм – это символ трудолюбия и аккуратности. Чтобы наполнить свой сундук с приданным девочки начиная с 6-7 лет учились прясть, а главным помощником в этом деле был ткацкий станок. И так, к 16–17 годам они становились мастерицами и умелицами на все руки, они могли изготовить и повседневное платье, и свадебный наряд. А у любой желающей выйти замуж должны были быть припасены и подарки для будущего мужа и его родных. В общем, в сундуке каждой уважающей себя девушки насчитывалось более 40 различных нарядов.

История и особенности

Костюм удмуртов – это оберег и защита от нечисти. Как удмурты делятся на северных и южных, так и их костюмы отличаются по цветовой гамме, элементам и материалам.

Первой одеждой для ребенка была рубаха матери для дочери, и отца – для сына. До трех лет дети донашивали одежду старших. Это было не столько экономией, сколько обеспечение комфорта ребенка, ведь ношеная и застиранная одежда становилась мягкой и новое грубое волокно не натирало нежную кожу.

Раньше это была простая рубаха. Северные удмурты использовали для ее изготовления лен, а южные – коноплю. Овчину, холст и сукно также использовали и изготавливали дома. К холодам использовали шерстяные нити. Из них ткали шортдэрем, который надевался поверх рубахи.

Со временем стали использоваться и шелк, и атлас. Такую ткань использовали для нарядов праздничных.

В послевоенное время, с появлением фабричного ткачества, национальный костюм стал отходить на второй план. Ручная работа перестала цениться и в оборот вошли деньги.

Интересная особенность костюмов – когда мастерица заканчивала работу, то делала свою отметку из связки ниток (чук). Это была своеобразная торговая марка, бренд. Копировать такой костюм не позволялось.

Сегодня домотканые полотна снова востребованы и ценны, история восстанавливается. Сейчас каждая удмуртская модница имеет свой осовремененный вариант удмуртского национального костюма с присущей цветовой гаммой и декором.

Удмуртские костюмы (фото)

Удмуртский костюм является культурным достоянием финно-угорской народности. Это не только символ трудолюбия, но и защита от сглаза. Приданое девочки начинали готовить с 6–7 лет. Постепенно сундук наполнялся повседневными и праздничными платьями, обувью, украшениями, нарядами для будущего мужа. Всего можно насчитать в припасах больше 40 изделий.

Немного истории…

Удмуртский народ воспитывал детей в лучших традициях трудолюбия. К замужеству девочек начинали готовить с 6 лет. Если детально рассмотреть национальный костюм, то заметно, сколько внимания было уделено работе, продуманы мельчайшие нюансы.

В каждом доме имелся ткацкий станок, на котором и шили одежду. Постепенно девушки мастерски владели устройством и могли создавать действительно впечатляющие наряды.

Традиционная одежда по внешнему виду напоминает современные туники. Одежда северных и южных удмуртов имеет определённые отличия, которые проявляются в фасоне, тканях, цветовой раскраске. Северянины использовали лён для костюмов, а южане – коноплю. Традиционный наряд выполнялся с элементами из овечьей шерсти и шёлка.

Какие фасоны в традиции?

Традиционный мужской фасон отличался простотой. Повседневный костюм включал рубаху-косоворотку, полосатые штаны и пояс. Сначала рубаха была белой с небольшой вышивкой, но потом её вытеснила клетчатая ткань. Фасон брюк напоминал фабричный. Для зимней одежды использовали шерсть.

В холодное время года мужчины носили приталенный шортдэрем, кафтан, дукес. Согревались шубой из овчины, плетёным поясом. Когда намечалась длинная дорога, надевали тулуп, который имел большой воротник.

Особенности формирования различий в женской одежде:

  • принадлежность к северным или южным народам;
  • семейный статус;
  • возраст.

Традиционный женский фасон – длинная рубаха, напоминающая тунику. Наверх надевали нагрудник с вышивкой, халат, пояс, передник. Зимой удмуртки спасались от холодов кафтаном или шубой из овчины. Праздничный свадебный наряд был выполнен в белых цветах, а для повседневной жизни использовали яркие насыщенные оттенки.

Национальная обувь, головные уборы и украшения

О семейном положении женщины можно было судить по головному убору. Незамужние девушки носили круглую или овальную шапку из холста. Сверху она украшалась бисером, монетами. В девичьем возрасте можно было просто носить украшенную бисером, вышивкой, лентами, блёстками повязку или платок из кумача, холста. Некоторые девушки носили повязку с огромным бантом.

Северные замужние удмуртки использовали вышитое полотенце в качестве головного убора. На юге надевали налобную декорированную повязку поверх полотенца, покрывала, айшона.

Важно! Праздничные костюмы обрабатывались бисером, монетами, ракушками, которые использовались для изготовления украшений (серёжек, ожерелье).

В качестве мужской и женской обуви летом выступали лапти. Под них девушки надевали вязаные чулки. Мужчины в этих целях использовали онучи. Праздничной обувью для женщин являлись ботинки, а у мужчин – сапоги. Зимой все носили валенки.

Современный мужской, женский, детский костюмы

Сейчас удмурты не используют традиционную одежду в повседневной жизни. Наряды надевают во время праздников, обрядов, церемоний. Но элементы национальных костюмов дизайнеры пытаются внедрить в современную моду. Так можно увидеть рубашку и платье, которое украшено символическими орнаментами, монетами. Нередко для нарядов применяют традиционную клетку и яркие пояса, который изготавливают исключительно вручную.

Важно! Этно-мода обрела популярность благодаря театралам, которые самостоятельно изготавливали национальные костюмы для спектаклей, основываясь на описаниях или музейных экспонатах.

Популярными являются лёгкие летние платья, для шитья которых используют лён и штапель. Они подчёркивают принадлежность наряда к удмуртскому народу и одновременно соответствуют мировой моде. Женщины могут смело носить платья в повседневной жизни. Разработаны наряды в офисном и официальном стиле как для женщин, так и для мужчин.

Современный костюм

Этнический дизайн в Удмуртии стремительно набирает обороты: клетчатые платья и рубашки, тканные вручную пёстрые пояса, стилизованные монисто, расшитые монетами и пуговицами съёмные воротнички, футболки с профилем Кузебая Герда и символическими орнаментами.

Точные сведения о формировании удмуртского современного костюма отсутствуют. Можно предположить, что первый интерес к стилизованному костюму появился при создании сценических костюмов для самодеятельных коллективов. Современным костюмом стали заниматься более серьезно 15 лет назад, когда в Удмуртском государственном университете открылась новая специальность — «Художественное проектирование костюма».

Сложный традиционный костюм с каждым годом вдохновляет всё большее число современных дизайнеров. В последнее время в дизайнерском пространстве Удмуртии стало больше новых имён модельеров, работающих над эксклюзивными, стилизованными вещами. Ценность дизайнерских работ, созданных вручную — картин, подвесок, сумок – в том, что они существуют в единственном экземпляре.

Особым спросом у молодежи пользуются легкие нарядные платья из демократичных недорогих тканей – штапеля и льна, которые одновременно отражают и удмуртский народный стиль, и мировые подиумные тенденции. Они уместны не только для семейных праздников, но и для работы в офисе, похода в театр.

«Совсем непросто вписать традицию в современную моду», – подчеркивает ижевский искусствовед, исследователь истории и символики удмуртского народного костюма Людмила Молчанова. Будучи преподавателем института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета, Людмила Анатольевна разработала специальный курс по моделированию современного национального костюма. Вдохновила и воспитала не одно поколение дизайнеров. После знакомства с ней многие молодые авторы ощутили интерес к родному национальному костюму, глубинным корням, семантике и символике народного костюма и выбрали своей специализацией этническое направление.

Сама Людмила Анатольевна мотивами древне-удмуртского эпоса заразилась много лет назад — на съемках первого удмуртского художественного фильма «Тень Алангасара», где была гримером и художником по костюмам. С тех пор ею изучена масса трудов по археологии, благодаря полевым экспедициям и живому общению с носителями традицийсобран уникальный этнографический материал по символике костюмов. «Если костюм, выполненный по традиционным мотивам, не будет модным, кто же тогда его будет носить? Какой в нём смысл? Необходимо, чтобы традиция вписалась в моду. Этим я и занимаюсь со своими студентами, этому их и учу», – говорит дизайнер.

Этническая тема сейчас на пике популярности. Такие признаки народного костюма, как многослойность, декоративность, многоцветие вошли в моду. Часто традиционный крой, символика вышивок, узор, пестрядь, использование натуральных тканей и особый способ ношения костюма опосредованно, не напрямую указывают на удмуртскую традицию и органически вписываются в современный костюмный ансамбль.

Экспериментировать с народной одеждой, не теряяпри этом национальный колорит, может только человек, хорошо знающий традицию. Этим отличается творчество учениц Молчановой – Полины Кубиста и Веры Кузнецовой. Так, Вера много лет работает над сценическими костюмами для исполнителей удмуртской эстрады (ансамбль «Шулдыр ӝыт», «Малпан», Анна Плотникова), а в шоу-рум Полины приходят городские модницы, которые ценят удмуртскую идентичность и модный крой ее изделий.

Известно, что удмурты вкладывали глубокий смысл в создание своей одежды, подходя к этому разумно, с душой. Женщины носили закрытые платья, облачая себя, словно в раму. Одежда соответствовала возрасту, семейному положению и месту рождения носительницы. Ткани были исключительно натуральными.

По словам Людмилы Молчановой, одна из грубейших ошибок, которую допускают в работе неопытные удмуртские дизайнеры – пошив изделий из дешевых, искусственных тканей. «Скорее всего, это связано с финансовыми затруднениями начинающих дизайнеров, – поясняет исследователь. – Вообще для того, чтобы сшить современный национальный костюм, в первую очередь важно изучить традицию, почитать этнографические книги о традиционных узорах и орнаментах. Во многих современных удмуртских нарядах меня раздражает безвкусица и так называемый «гламур», когда слишком ярко, крупно, навязчиво изображают удмуртский узор или грубо нашивают его на тканевую основу. Подобная небрежность настораживает. Платье с нарушенной символикой, как правило, работает против хозяина. Носить такие вещи никому бы не советовала».

Важно отметить, чтотрадиционную одежду создавали люди, не имевшие специального образования, и исключительно вручную. При этом создатели удмуртского костюматонко чувствовали композицию и правильные пропорции. Есть чему поучиться у наших предков, результаты мастерства которых могут служить вдохновению современным авторам новых коллекций.

Читайте далее:
Оцените статью
art-textil.ru
Добавить комментарий

один × один =

Adblock
detector