Что такое паранджа: как выглядит паранджа, для чего она нужна, кто имеет право носить паранджу

Что такое паранджа

В прежние года за свою жизнь женщина изнашивала всего 2–3 паранджи. Этот момент крайне показателен. Благодаря ему становится понятно, насколько сегодня расширились права и полномочия восточных девушек. Сегодня они могут находиться на улице гораздо чаще и дольше.

Паранджа: что это такое

С одной стороны, это нарицательное слово, собирательное значение для одежды, которая целиком покрывает женщину. Лексему используют тогда, когда хотят указать на собственническое отношение к девушке. В традиционном же понимании это накидка, восточная верхняя одежда. Надевается не на голову, а на тюбетейку или нижний платок.

Как выглядит паранджа

Это широкий халат, который покрывает абсолютно всё тело. Нет прорезей даже для рук, и рукавов в этом наряде тоже не предусмотрено (в некоторых моделях присутствуют рукава-обманки, заведённые за спину и завязанные там при помощи тесёмок).

Справка!

Ложный рукав называется сочвок.

Зона лица наглухо задрапирована. Женщина в этом наряде видит мир сквозь мелкосетчатую вставку в районе глаз – чачван. Размер такого элемента невелик. Боковым зрением в нём точно не получится воспользоваться.

Обязательно имеется подкладка. У модели традиционного кроя подклад в нижней части переходит в цветастые подполки. Для недавно же родивших женщин предусмотрены особые «вариации» накидки. В их случае халат имеет приспособления, облегчающие процесс грудного вскармливания. Разница просматривается в первую очередь в строении воротниковой зоны.

Для чего нужна паранджа

В некоторых странах появление женщины на улицы без традиционной одежды равноценно суицидальному порыву. Однако речь не идёт о парандже. Даже в тех уголках мира сегодня – именно сегодня, раньше нравы были строже – её можно заменить на чуть более открытую и менее многослойную накидку или платок. Хотя бы на хиджаб. Известно только одно исключение у этого правила: особая категория отшельниц. Они обязаны носить данную вещь, никакую иную.

В остальных же случаях вопрос целесообразности обращения именно к этой накидке является обсуждаемым. В восточных семьях, в которых до сих пор сохраняется традиционный уклад, решение принимает глава всего дома или женской его половины. Люди с менее консервативными взглядами предоставляют дочерям, сёстрам и матерям возможность самостоятельно определять, чем именно им покрывать голову на улице.

Важно!

Во многих европейских странах ношение паранджи в общественных местах – преступление. За такой проступок накладывается штраф в размере нескольких сотен евро. В других государствах нельзя появляться в традиционной восточной одежде в образовательных учреждениях: школах, садиках, университетах. Эти запреты появились на волне разрастающейся исламофобии.

Появление паранджи: исторический экскурс

Точную дату появления назвать невозможно. Согласно некоторым источникам, в восточных трактатах от IX века упоминается фараджи (другое название паранджи), расшитое драгоценными камнями. Другие говорят, что наряд изобрели ещё древние египтяне. Достоверно известно лишь то, что о данной разновидности восточного халата в своих трудах упоминал таджикский писатель XV–XVI вв. Зайннадин Махмуд Васифи. Он утверждал, что это одежда не только женская, но и мужская.

Кто имеет право носить паранджу

Согласно древнейшим традициям, первую фараджи шьют на 9-летие девочки. Однако современные семьи зачастую предпочитают дождаться полового созревания и только после этого облачать новоявленную девушку в халат-накидку.

При этом просто так носить паранджу, не имея на то культурного или религиозного права, не стоит. Данный предмет гардероба – узко ориентирован. Он позволителен лишь восточным женщинам, а также тем, кто отрёкся от своей религии и перешёл в ислам.

Может ли паранджа использоваться только как аксессуар

Учитывая исламофобские настроения общественности, не стоит надевать данный предмет гардероба без весомой на то причины. К тому же такой жест может быть расценён за оскорбление глубоко религиозными людьми.

Какие ткани используют для паранджи

Шёлк, парча, атлас – идеальный вариант, если требуется цветная или праздничная паранджа. Также накидка шьётся из ткани бенарес, пари-паша и бархата. Чачван же выполняется из чёрного конского волоса. При необходимости его красят (обычно он идёт тон в тон с самой накидкой, но бывают и исключения).

Возможные расцветки и украшения паранджи

Конкретно поверх паранджи носить драгоценности не принято (исключение: брошка, которую надевают под горло с целью фиксации и красивой драпировки ткани). Некоторые женщины могут осмелиться на сетку необычной формы, на блестящие нашивки и кисти на ложных рукавах, закинутых назад, но не более того. Хиджаб же, наоборот, позволяет подобные ухищрения. Например, можно надеть украшение на голову и взять в руки неброскую сумку классического оттенка.

Важно!

Искать украшения на голову нужно в специализированных мусульманских магазинах. Там же обычно продаются различного рода платки, шапочки под них, невидимки, резинки для увеличения объёма волос и прочие полезные вещи, применяемые как в будний день, так и на свадьбу.

В качестве декоративного элемента паранджи допускается вышивка. Наиболее востребованные узоры:

  • чёрный перец;
  • след змеи;
  • завиток;
  • кувшинчик.

Чаще всего орнамент пускают по подолу, воротниковой зоне, декоративным карманам (раньше они имели практическое применение, их использовали во время конных прогулок в качестве кармашков для рук) и ложным рукавам.

В плане же цвета ограничений нет. Они исчезли в конце XIX века. С тех самых пор уместны зелёные, лиловые, серебристые, фиолетовые женские накидки-халаты.

НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПАРАНДЖИ. ХОРОШО БЫ ЗНАТЬ ЕЁ ТЕМ, КТО СЕЙЧАС ПАРАНДЖУ НОСИТ– МОЖЕТ, ОДЕВАЛИСЬ БЫ ИНАЧЕ…

Точную дату появления паранджи, в повседневном костюме назвать невозможно. Это был длительный процесс с разными сроками не только у разных народов, но и в разных местностях.

Термин «Фараджи», или в узбекском произношении «параджи», арабского происхождения, в переводе с персидского означает платье. «Фараджи» означает мужскую широкую верхнюю одежду, преимущественно с длинными рукавами, а у константинопольских турок — и женскую одежду, надеваемую при выходе из дома.
Упоминания об одежде в виде халата, закрывающего фигуру до пят и имеющего широкие длинные рукава, а также украшенного вышивкой и даже драгоценными камнями, имеются в источниках еще IX века.

Фараджи возник в Египте, откуда распространился в другие восточные страны. В Средней Азии при Шейбанидах (XVI в.) фараджи-халат был одеждой ученых. В Индии и Средней Азии при Бабуре и Тимуридах фараджи был верхней одеждой ученых, государственных чиновников и духовенства.
Однако не исключено, что на арабское происхождение слова «паранджа» указывает лишь то, что традиция ношения покрывала на лице стала строго соблюдаться с приходом арабов в Среднюю Азию в VIII веке. Более древние головные уборы, кроме религиозного значения, имели цель защитить голову и плечи от палящего солнца.

Исторические свидетельства

Известный таджикский писатель средневековья Зайнаддин Махмуд Васифи (1485-1551) в своих мемуарах «Удивительные события» упоминает фараджи, как халат мужчин, так и женщин.

В XVI-XVIII веках жительницы Стамбула стали носить подобную одежду, которая в турецком произношении называлась фередже. Она тоже была частью верхней одежды, но вместо чачвана — сетки, закрывающей лицо — турчанки надевали платок или белую вуаль, которая хоть и закрывала лицо, но оставляла щель для глаз. Зимой фередже внакидку носили и дервиши.

В XVI веке термин «фараджи» упоминается в письменных источниках в значении «халат», в его спеецифическом, парадном, выходном варианте. В XVIII веке Ф.Ефремов, русский офицер побывавший во второй половине XVIII века в Бухаре и Хиве, пишет: «Женщины сверх платья надевают фараджи, то есть женский халат, у коего с головы до пят рукава весьма узкие, вместе сшитые и пущенные назад, длиною ниже икор… На лицо надевают волосяные сетки, оные называются чашман».

Другое описание оставил Филипп Назаров, бывший в Ташкенте в 1813-1814 годах. По его словам, те женщины, которых он видел на базаре, были «под покрывалом».
Они «накидывают на себя халаты… а на лицо опускают волосяную сетку, которая пришивается к халату».

В современное время термин «фараджи» по всей Средней Азии употребляется в искаженной форме (фаранджи, паранджи), лишь у припамирских таджиков (в Хуфе и Шунгане), он сохранил свою первоначальную форму, но обозначает там не вид одежды, а способ ношения ее мужчинами внакидку.

Итак, связь между паранджой среднеазиатских женщин и древней фараджи — нарядным халатом, надевавшимся как накидка очевидна. «Трансформация» началась в феодальную эпоху, видоизменяясь в соответствии с новыми вкусами, но все же сохраняя древнюю основу.
Уже в XVI веке длинные и неудобные рукава стали декоративной деталью, а в XVIII веке окончательно утратили свое практическое назначение. Во времена позднего феодализма назначение паранджи изменилось: она стала скрывать женщину от посторонних взглядов в соответствии с нормами ислама.

То, что женщина набрасывала на голову мужской халат, объясняется просто — дело в том, что специальной женской верхней одежды просто не было. Изначально халаты кроились одинаково как для мужчин, так и для женщин.
Эта традиция была порождена исконным разделением труда между полами: на женщинах лежали работы в основном в доме и во дворе, тогда как мужчины работали вне дома. Существует еще одна точка зрения, согласно которой одинаковая одежда для мужчин и женщин присуща кочевым народам вообще.

С нательной одеждой ситуация была такой же. Разница состояла только в том, что после рождения ребенка ворот рубахи женщины приспосабливали для кормления грудью. Однако в XII веке в ряде районов (Ферганской долине, Киргизии, Восточном Туркестане) разделение на мужскую и женскую одежду уже существовало.

В письменном источнике «Хидае», составленном жителем города Маргелан Бурханеддином Али Маргеани, регламентируются правила поведения мусульман, и дается указание на то, как должны одеваться гермафродиты, в которых преобладают признаки того или иного пола: «Если он мужчина, то ношение платья со швом для него непристойно, если он женщина… ему следует носить платье со швом, как женщина».

Читать еще:  Чем отличается тиара от диадемы, сравнение и описание

Но почему изначально плечевая одежда вдруг стала головной накидкой? Разобраться в этом помогают свадебные обряды и обычаи, регламентирующие поведение молодой жены в доме мужа в первые годы замужества.
Известно, что во время свадьбы у среднеазиатских народов на невесту, а затем, в период до появления ребенка, на молодую, набрасывали халат или другого рода покрывало, закрывающее лицо.

По обычаю, закрывать невесту полагалось при совершении обряда мусульманского бракосочетания — никоха, и особенно при переезде ее в дом мужа, другими словами, в моменты очень ответственные в жизни создаваемой семьи.
Считалось, что таким образом новобрачной обеспечивается защита от воздействия вредоносных сил.

У киргизов с этой целью по пути в дом мужа на новобрачную надевали свадебный головной убор шокуло и закрывали лицо покрывалом буркончек. У памирских киргизов покрывало называлось чумкот, а головной убор — калак. У казахов свадебный головной убор носил название саукеле, а специальное покрывало для лица — желек.
У казахов был и специальный свадебный халат, который на юге и востоке Казахстана набрасывали невесте на голову, в других местностях — на плечи, затем он входил в комплект одежды молодой жены.

Обычай закрывать лицо во время свадьбы известен у джемшидов и хазар. У горных таджиков существовали специальные свадебные лицевые занавески, орнаментальные мотивы вышивки которых имели магико-охранное значение.
Накидки в виде платка и обычай закрывать ими в дни свадьбы лицо есть и у народов Поволжья — башкир, чувашей, марийцев. У разных народов лицо невесты скрывают за различными покрывалами, шалью, шелковым платком, фатой, большим платком в роспуск, полотенцем, шерстяным платком до пояса, белым покрывалом и т.д.

Объектами религиозно-магического внимания были также рот, нос, уши, через которые может входить и выходить неведомая сила. Отсюда обычай закрывать рот и частично нос.
В Средней Азии для этого предназначался яшмак. Специальные занавесочки, прикрывающие рот, встречаются у персонажей настенной живописи Афрасиаба (VII век н.э.), а обычай закрывать лицо кисеей известен в Средней Азии со времен правления Тимура (начало XV века).

Источники — Абдуллаев Т.А. Одежда узбеков (XIX-нач.ХХ в). — Ташкент: Фан, 1978., Ершов Н.Н., Широкова З.А. Альбом одежды Таджиков. — Душанбе, 1969., Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. М.: «Планета», 1990., Костюм народов Средней Азии: историко-этнографические очерки. — М: Наука,1979.,Лобачева Н. Паранджа: Ритуальный костюм или свадебная одежда. — «Азия и Африка сегодня», 1995, N8, с.78-80.,Русяйкина С.П. Поездка в Таджикскую ССР. — Академия наук СССР. Институт этнографии. Краткие сообщения, вып.4. — Издательство академии наук СССР, 1948, с. 81-86., Сухарева О.А. История Среднеазиатского костюма: Самарканд (2-ая половина XIX- нач. ХХв.). — М., 1982.

Делитесь этой важной информацией с друзьями в социальных сетях!

Что такое паранджа: как выглядит паранджа, для чего она нужна, кто имеет право носить паранджу

Паранджа — обязательный элемент верхней женской одежды

Паранджа представляет собой традиционное одеяние женщин мусульманских стран. Данная одежда окутывает все тело, имеет длинные рукава, скрывая лицо и волосы. Паранджа призвана скрыть фигуру женщины, когда она покидает дом. К парандже выдвигается ряд требований, которым она должна соответствовать. Выход женщины в свет без паранджи является греховным.

История традиционного наряда мусульманских стран

Известно, что паранджа была использована впервые в древнем Египте. После чего она стала активно применяться в других странах Ислама.

Изначально традиционный наряд предназначался не только для женщин, но и мужчин, которые служили государству или церкви. В древнем мире же она спасала от палящего солнца и была призвана избавить от жары.

Далее значение паранджи приобретало более религиозный характер. Уже в 19 веке женщины носили данный наряд, чтобы избежать нечестии и сглаза.

По покрою и цвету наряда можно было с уверенностью определить возраст дамы и ее социальное значение. Паранджа могла быть простой и щедро украшенной. На сегодняшний день традиционный наряд даже имеет отношение к миру высокой моды.

Существуют специальные дизайнерские показы, где все внимание уделяется парандже из дорогой ткани, которая украшена драгоценным металлом и камнями.

Какой должна быть паранджа :

  • скрывать фигуру и не облегать тело;
  • возможность открытых кистей;
  • пошив из плотных тканей, через которые невозможно разглядеть очертания фигуры женщины;
  • нельзя носить паранджу из кричащих тканей, ее нельзя пропитывать духами;
  • женская паранджа не должна иметь ничего общего с мужской.

Когда девушки начинают носить паранджу?

Паранджа является обязательной верхней одеждой всех женщин. Исключение составляют иные девочки, у которых еще нет вторичных половых признаков в виде менструации.

Традиционный наряд не обязателен для пожилых женщин, а так же для тех, кто не имеет возможности приобрести паранджу.

Девушка может открыть лицо незнакомцу во время сватовства, при условии, что это ее потенциальный супруг. Разрешается открывать лицо при общении с продавцом, если дело касается косметики.

Мусульманкам разрешается снимать паранджу при посещении доктора. Выбранный врач обязательно должен исповедовать религию Ислам. При посещении больницы вместе с женщиной должен присутствовать супруг или родственник мужского пола.

Случаи, когда женщине разрешается ходить без паранджи:

  • если мусульманка находится дома без гостей;
  • при муже;
  • при близких родственниках, которые не могут стать ее мужем (сын, отец, свекор);
  • для фото, открыв лицо.

Статья показалась интересной? Будем благодарны за репост!

Паранджа, никаб, хиджаб и чадра — честь и достоинство женщины (фотосессия)

Европейские страны ведут бессовестную борьбу, чтобы запретить женщинам-мусульманкам носить паранджу. Оказывается, оголяться и носить мини-юбки, распространять нечестие — это хорошо, а блюсти свою честь и достоинство — это плохо.

Мусульманкам вне мусульманского мира живется трудно. Да-да, вот, к примеру, в западных странах, требуют разрешить им фотографироваться на паспорт с закрытым лицом. И что? Им запрещают! Говорят, надо обнажать лицо перед фотографом! А это же интимнейший момент. В мусульманской семье если и делают снимок, то в крайне редких случаях. И только для «внутреннего пользования».
Те же проблемы существуют в восточных странах, выбравших светский путь развития. В Татарстане, к примеру, около полутора тысяч женщин-мусульманок живут вообще без удостоверения личности, поскольку они не готовы «обнажиться» перед фотографом.
В парламенте Турции депутатам официально запрещено демонстрировать свои религиозные убеждения, так что одной даме-депутату мусульманского вероисповедания пришлось за паранджу покинуть зал парламентских заседаний. А зато в демократичной Великобритании женщинам-мусульманкам, служащим в лондонской полиции, разрешили носить хиджаб, при этом дизайн этого покрова специально разработал профессиональный модельер, чтобы хоть чуть-чуть приспособить паранджу к полицейской форме.
Кстати, если с женщины снять паранджу принудительно — будет плохо. Принудительное обнажение женщины-мусульманки — грех не прощаемый.

Паранджа — женская верхняя одежда в мусульманских странах, в частности Центральной Азии и на Ближнем Востоке, представляющая собой халат с длинными ложными рукавами и с закрывавшей лицо волосяной сеткой — чачван.

Термин паранджа происходит от персидского фараджи . Слово фараджи изначально означало мужскую широкую верхнюю одежду, обычно с длинными рукавами. В XVI веке халаты фараджи носили как мужчины, так и женщины. Расцвет культуры ношения паранджи у народов Средней Азии пришелся на конец XIX — начало XX века.

Если упрощенно посмотреть на виды женской одежды в исламе,то их можно разделить на две категории: закрывающие лицо в той или иной степени (никаб, паранджа, чадра) и открывающие лицо (хиджаб). Изначальный смысл сокрытия женского тела,а часто и лица — защита женщины, а не её унижение. Замужние женщины закрывали себя от чужих и дурного глаза, выходя на улицу в городах. В парандже женщина чувствовала себя защищенной.

Каждая мусульманка должна придерживаться определенных правил:

  1. Одежда должна скрывать все тело женщины за исключением кистей рук и лица (некоторыми учеными допускается возможность открыть также стопы ног).
  2. Одежда не должна плотно облегать тело (особенно грудь,талию и бедра).
  3. Одежда не должна быть пошита из прозрачных тканей, сквозь которые можно увидеть очертания фигуры и цвет кожи.
  4. Одежда женщины не должна походить на одежду мужчины.
  5. Одежда не должна быть пропитана духами,быть ярких расцветов, не должна иметь звенящих или блестящих декоративных элементов.

Тем не менее некоторые делают исключения.

Хиджаб

Это платок, покрывало. Согласно канонам ислама, мусульманская женщина может держать открытыми только лицо и кисти рук. В наши дни хиджабами называют любую женскую одежду, по которой видно, что она — мусульманка, будь это платок или паранджа, или длинный плащ.

Никаб

Никаб — мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. Никаб,в отличие от хиджаба, не обязателен для мусульманки, хотя в мусульманских странах никаб широко распространен. В Судане и Саудовской Аравии полагается надевать и хиджаб, и никаб, какого бы вероисповедания вы ни были, причем за нарушение правил можно и в тюрьму угодить. В Иране хиджаб обязателен, хотя лицо в принципе можно оставлять открытым. Граждане Объединенных Арабских Эмиратов тоже соблюдают все нормы ислама, но за последние годы там уже почти привыкли к виду туристок в откровенных нарядах. А есть страны, где, наоборот, запрещено надевать хиджаб, например, сотрудницам государственных учреждений, школьницам и студенткам вузов. Именно так дело обстоит в современной Турции, хотя местные сторонницы исламской моды не сдаются и постоянно отстаивают свое право носить хиджаб.

Чадра

Чадра-лёгкое женское покрывало белого, синего или чёрного цвета. Надевается при выходе из дома и закрывает фигуру женщины с головы до ног. В отличие от обычных вуалей, головная часть чадры состоит из муслиновой ткани, закрывающей лицо, и ткани, закрывающей голову; это позволяет сильнее задрапироваться.

Читать еще:  Держатель для бумажных полотенец на рейлинг: назначение, виды

Мусульманки часто говорят, что чувствуют себя «защищенными», «в безопасности», «уважаемыми», когда надевают хиджаб (обязательный по религии скромный наряд, который скрывает формы тела и включает в себя платок или вуаль). Теперь появились доказательства того, что их ощущения имеют научное объяснение.

Когда психолог Сюзан Фиске и команда исследователей Принстонского университета провели магнитно-резонансную томографию головного мозга у мужчин традиционной ориентации, которым предложили просмотреть серию фотографий полуобнаженных и полностью одетых мужчин и женщин, они обнаружили, что реакция мужчин на женщин, одетых в открытую одежду, совершенно ясна и недвусмысленна. Чем меньше на них было надето, тем сильнее активизировалась у мужчин премоторная кора головного мозга и задняя часть средней височной борозды. Эти зоны мозга отвечают за обращение с инструментами, движения рук и побуждение к действию (Сикара, Дель-Амор).

«Как будто они сразу же подумали о том, что бы хотели сделать с этими телами», — объяснила Фиске во время ежегодной встречи Американской ассоциации развития науки в Чикаго 12-16 февраля. «Они реагируют на эти фотографии так, как люди реагируют на объекты», — говорит она (Николсон).

Тесты на скорость усвоения на мужчинах показали, что они лучше всего запомнили фотографии женщин без головы, одетых в бикини, хотя смотрели на них лишь долю секунды (Ландау).

Фиске и ее команда также протестировала мужчин на враждебные женофобские настроения. Оказалось, что те, кому была приписана более высокая степень агрессии, имели довольно низкую активность в тех зонах мозга, которые отвечают за обдумывание мыслей и чувств других людей (феномен осмысления действий), во время просмотра фотографий женщин в бикини.

«Они не думают об их уме», — говорит Фиске (Сикара, Дель-Аморе, Ландау).

Женщины, подчеркивающие свою сексуальность, воспринимаются, как менее «человечные»

По данным доклада Фиске, предоставленного «IslamOnline», когда система осмысленная окружающей реальности мужчины закрывается, это означает, что он воспринимает женщин с выраженной сексуальностью как менее «человечных» (Сикара). Этот тип «обесчеловечивания» довольно редко наблюдается в лабораторных исследованиях — по словам Фиске, такое отмечалось лишь раз — в недавней статье «National Geographic» говорилось об исследовании, в котором люди демонстрировали признаки отвращения при виде фотографий бомжей и наркоманов (Дель-Аморе).

В случае с полуодетыми женщинами мужчины демонстрируют не такое чувство отвращения, как в случае с бездомными. Напротив, им хотелось бы «толкнуть», «взять в руки», «схватить» объекты в купальниках, изображенные на фотографиях (Дель-Аморе, Ландау).

Мина Сикара, выпускница Принстонского университета, участвовавшая в проведении исследования, добавляет, что мужчины не смотрят на своих жен или сестер так же, как на женщин в откровенной одежде. К тому же, мужчины ассоциировали изображения полностью одетых женщин с глаголами в третьем лице — «она толкает», «она держит в руках», «она хватает», что, по мнению Фиске, означает, что мужчины воспринимают полностью одетых женщин более независимыми и в гораздо меньшей степени считают их объектами для манипуляции (Эшльман, Ландау).

Больше одежды — больше уважения

По Фиске, результаты исследования позволяют сделать важные выводы для женщин, особенно работающих — наблюдение за женщинами с выраженной сексуальностью может повлиять на то, как мужчины воспринимают женщин и общаются с ними впоследствии (Ландау, Сэмпл).

Изучение женофобии, проведенное профессором университета в Лоуренсе, Питером Гликом, показало, что женщины-специалисты, надевающие более откровенную одежду на рабочем месте, воспринимаются менее компетентными и интеллигентными, особенно, когда им принадлежат высокие посты. По данным «DiversityJobs», исследования Глика показали, что «женщинам на высоких уровнях иерархии и топ-менеджерам следует одеваться более скромно и консервативно, чтобы завоевать уважение коллег».

Ряд исследований также показывает связь между просмотром порнографии и совершением актов насилия против женщин, включая сексуальное насилие. Во время войн в Боснии и Ираке солдаты, совершавшие зверства и преступления против человечности, оказывались постоянными потребителями порнографии, даже смотрели ее, чтобы «расслабиться» после убийств (Чу, Риджали).

Фиске сравнила результаты исследования с выводами других ученых, показавших, что просмотр телепрограмм может сократить эмоциональную чувствительность человека к насилию.

Достоинство и уверенность

Несмотря на очевидные доказательства преимуществ скромного и консервативного стиля одежды, характеристики хиджаба в СМИ часто изображают мусульманок угнетенными и забитыми. Карен Дэниэльсон, однако, убеждена, что ношение хиджаба придает женщине уверенность и достоинство.

Даниэльсон, американка, живущая в Иордании, впервые надела хиджаб более двух десятков лет назад, вскоре после принятия Ислама в 1983 г. «Когда я иду по улице, меня не могут оценивать по моей чувственности или ее недостатку, или по тому, насколько я привлекательна для мужчин, — объясняет она «IslamOnline». — Я оцениваю себя, основываясь на добродетельности поведении и интеллигентности — чему и способствует мой хиджаб — и я выгляжу скромно в непритязательной одежде».

«Я чувствую, что могу быть собой, уникальным индивидом с собственным голосом для самовыражения, — добавляет Сумайя Финнигэн. — Я не присоединяюсь к большинству в плане их речей и стиля одежды, и поэтому остаюсь собой — что делает меня абсолютно свободной».

Балкис Мухаммад, американка, принявшая Ислам в 1979 г., придерживается аналогичных взглядов. По ее словам, хиджаб «способствует скромности для женщин и для всех, кто их окружает». Мухаммад, живущая в Саудовской Аравии, закрывает не только свое тело, но и лицо, и говорит, что ее стиль одежды «заставляет остальных, в особенности мужчин, не быть слишком раскрепощенными и не заводить ненужных разговоров».

Хиджаб и безопасность

«Я определенно чувствую себя в большей безопасности, нося хиджаб и одеваясь в целом скромно», — говорит Кари Абудейи, еще одна американка, живущая в Иордании и соблюдающая Ислам с 12 лет, в интервью с «IslamOnline».

«Я чувствую, что это мой барьер, закрывающий меня от мужчин, их взглядов и неуважения по отношению ко мне и моим границам. Это барьер, предотвращающий или меняющий первый инстинктивный оценивающий взгляд, который бросают мужчины, барьер для предотвращения сексуальных ощущений, которые тебе не нужны от мужчин, или мыслей в их головах, которые появляются от провоцирующей одежды».

Она продолжает, говоря: «Это защита от мужчин, которые пристают к тебе в неподобающей манере, помогающая повлиять на их решение относительно того, чтобы встать рядом, заговорить, уставиться на тебя или тем более прикоснуться».

Финнигэн, уроженка Лондона, противопоставляет ношение хиджаба, который она характеризует как «акт повиновения Создателю, сохраняющий женщину в большей безопасности как в буквальном, так и в духовном смысле», с чувством уязвимости, которую она ощущала до принятия Ислама и хиджаба в 1999 г.

«Было время, когда я жалела о том, что не надела более закрытую одежду, чтобы просто-напросто добраться до дома, не беспокоясь о том, кто может идти за мной следом», — говорит Финнигэн. «Каждый вечер я выходила из дома и возвращалась обратно, оборачиваясь через плечо, в страхе, что на меня нападут или изнасилуют», — рассказывает она.

«Всегда найдутся такие, кто может напасть на женщину независимо от их поведения или манеры одеваться», — признает Мухаммад. Но она считает, что мусульманский хиджаб — «дополнительная помощь в предотвращении ненужных физических контактов».

«Одна из главных целей хиджаба — охранять женщин от взглядов людей со слабым моральным стержнем, и тех, кто любит пуститься в излишние устные комплименты», — говорит шейх Рияд аль-Мусаймири, профессор университета Аль-Имам в Эр-Рияде.

По данным «IslamToday», некоторые западные обозреватели считают, что покрытие головы у женщин означает их признание своего более низкого социального статуса. «Сильнее ошибиться невозможно. Коран недвусмысленно говорит, что причина такого стиля одежды заключается в стремлении к уважению со стороны окружающих. Послание женщины в хиджабе звучит примерно так: «Уважай меня за то, кто я есть. Я не сексуальный объект», — отмечает издание.

Для Мухаммад выбор хиджаба был очевиден. «Для меня вопрос о безопасности не стоял. Я никогда не думала об этом с такой стороны», — объясняет она.

«Это был вопрос следования установлениям Аллаха. Я не могла быть счастливой или довольной, став мусульманкой только наполовину. Или я становлюсь мусульманкой и следую велениям и установлениям наилучшим образом, или остаюсь прежней», — говорит она.

«Моя одежда помогает мне напомнить самой себе о моем поведении и моей религии, и говорит о том же самом окружающим, — добавляет Дэниэльсон. — И эта безопасность высочайшего уровня; это мир ума и защищенное сердце. Слава Всевышнему Аллаху!«

Как я надела паранджу

По всему немусульманскому миру сейчас идёт волна запретов на ношение паранджи и её «младшего брата», менее радикального, – никаба. Сразу оговорюсь, лично я считаю не слишком уместным столь агрессивный хиджаб на улицах современных городов. Хотя мне хотелось бы, чтобы было по-другому. Вспоминаю, как я сама впервые надела паранджу.

Мои постоянные читатели знают, что я жила в Афганистане. С будущим мужем, пуштуном, я познакомилась, когда у власти на его родине ещё были талибы. Как мне тогда виделся Афганистан? Так же как всем вам. И конечно же, я знала, что все женщины там носят чодри (паранджу, чадру, бурку), на тот момент это было требованием хозяев режима. Я представляла себя перебежками передвигающуюся по улицам разрушенного города в голубой чадре, полностью скрывающей моё лицо и даже очертания тела. При этом видным оставалось только туловище спереди – от колена и до ступни. Причем, разумеется, в длинной юбке. И думала: интересно, как это? Не знаю, насколько на тот момент я была уверена, что подобное развитие событий мне грозит, но готовность «с милым хоть на край света» во мне была полная. Хорошо, что режим радикалов в Афганистане пал и переезд туда нашего семейства проходил в более спокойное и мирное время.

Читать еще:  Как красиво порезать футболку — идеи узоров и фото примеры

На протяжении нескольких лет я имела возможность наблюдать, как меняется эта страна, и одним из признаков перемен было уменьшающееся количество серо-голубого цвета (наиболее популярного для пошива паранджи) на улицах города. Для подобного развития событий находящиеся у власти «демократические силы» старались вовсю. Постепенно быть «democratic women» становилось модно, а приверженность религиозным традициям преподносилась как признак отсталости коренного населения государства. Я слышала, как стало превалировать мнение, что в парандже по городу в большом количестве ходят продажные женщины, которые скрывают своё лицо, чтобы не быть узнанными, а не из религиозных побуждений. Наверное, это встречалось, но не так часто, как говорилось в народе. В общем, к моему глубокому сожалению, религиозно-духовный уровень нации наглядно можно было измерить по внешнему виду афганок. Через три года после первой моей встречи с Афганистаном от ходящих в парандже 80% женщин, мне кажется, осталось только 40%, а остальные жительницы Кабула довольно стремительно стали уменьшать количество покрытого тела. В последний раз, когда я была там, видела немыслимое ранее безнравственное поведение девушек, и всё это сопровождалось сильными изменениями во внешнем виде горожанок. Это всего лишь мои личные наблюдения, и я не претендую на правоту своих выводов, а только лишь на правдивость описанного. И всё-таки хорошо было, когда афганки носили чодри. В первую очередь, хорошо для них самих.

Мои же собственные отношения с паранджой, по-пуштунски она называется «чодри», складывались следующим образом. Когда мы только готовились к поездке, супруг сказал, что я не обязана буду её носить, но при этом проинформировал меня, что все женщины в их семье покрываются на улице именно так. На моё решение последовать за традициями родственников мужа повлияло несколько моментов. Во-первых, я считала правильным, мудрым и скромным делать так, как у них принято. Во-вторых, мне казалось, это отличный способ защититься от пыли и палящих лучей солнца, я представляла, что всего этого много в столице Афгана. В-третьих, еще тогда, когда я читала о хиджабе, только-только приняв Ислам, у меня создалось впечатление, на основании полученной информации, что всё-таки наилучшее для женщины – это максимальным образом скрывать свою внешность от посторонних глаз. И я даже тогда думала, что если бы представилась такая возможность – я бы носила паранджу. Хотя никогда не приходила в голову идея носить её или никаб на улицах современных городов с преимущественным светским населением. Ислам всё-таки должен привлекать а не отпугивать. Встречают по одёжке. И тут возникла возможность покрыться совсем радикально. Я восприняла ее как милость Всевышнего.

Как потом оказалось, некоторая часть женщин в семье мужа рассчитывала, что я откажусь от этого сомнительного для многих удовольствия. И они, под предлогом, что одна жена уже ходит без серо-голубой плиссированной хламиды с сеточкой на уровне глаз, выдавят из своих супругов разрешение последовать примеру русской невестки. Я об этих мечтах ничего не знала и разрушила их, уверенно объявив своё решение.

Что запомнилось с того периода? Научиться носить её красиво было не просто. Довольно долго надо мной посмеивались, свекровь сама помогала мне одеваться и раздеваться в гостях. Передвигаться, садиться в машину, перешагивать через преграды на дороге и не выглядеть при этом нелепо получилось далеко не сразу. Изящное движение рук, легко закидывающее переднюю часть покрывала на голову, репетировалось около месяца. Есть в чодри тоже получилось не сразу. Однако всё это стоило того непередаваемого ощущения защищённости, которое я испытывала, находясь внутри паранджи. Похожее я испытывала до этого, надевая сильно затемнённые солнечные очки. Твои глаза никто не видит, а ты при этом имеешь возможность видеть всех. Пока я рассматривала дикую, красивую, самобытную страну, в которую мне посчастливилось попасть, такой эффект был мне просто категорически необходим. Потому что без паранджи я смогла бы увидеть только дорогу под своими ногами или спину шагающего впереди супруга. Так как пялиться по сторонам, а тем более разглядывать местных жителей открыто в Афганистане просто верх неприличия. Поэтому, хоть и через сеточку, зато я увидела всё, что хотела. Сеточка? К ней очень быстро привыкаешь. Немного сложнее привыкнуть к ограниченности бокового зрения – приходится больше крутить головой. Я ощущала себя в чодри, как в домике, и хотя стены его были из лёгкой и тонкой, в мелкую складочку, ткани, они ограждали меня от внешнего мира и рождали, пусть и иллюзию, но всё-таки защищённости. Наверное, есть какой-то глубокий смысл в покрытии женщины, точнее сказать, он точно есть. Я это ощутила, ходя по улицам Москвы, просто надев платок, невзирая на встречающуюся негативную реакцию жителей столицы.

Удивительным для меня до сих пор является такой личный опыт: когда муж бывал в гневе, я надевала платок (хотя обычно женщины-мусульманки дома перед мужем ходят простоволосые) и начинала ощущать себя в большей безопасности от его негативных флюидов, пережидать семейную бурю тоже становилось легче. Так вот, чем больше покрыта женщина, тем, смею вас заверить, сильнее защищено её личное пространство. Многие из читателей, не носящих хиджаб, могут вспомнить, какими беззащитными ощущают они себя, в первый раз за сезон выйдя в купальнике на пляж. Потом это чувство проходит, но первая реакция – самая естественная. Одежда дана нам, чтобы защищать.

Частый вопрос, который, наверняка, и вас волнует, мои читатели, – не жарко ли было? Знаете… наверное, всё-таки нет. Обильно колышущиеся ткани создавали некоторый ветерок даже в самую жаркую погоду. А под чодри можно надевать просто топик с юбкой. Хотя многие мои знакомые, кто тоже имеет опыт ношения паранджи, отмечают, что им в ней было жарко и душно. Не знаю… у меня такие впечатления отсутствуют. А может, они просто не запомнились за обилием положительных эмоций. И ещё, когда ты на улице полностью закрыта – не важно, как ты выглядишь. Не видно блестящей от жары кожи, выскочившего некстати прыщика, мешков под глазами и прочих неприятностей, иногда отражающихся в зеркале. Это не самая большая, но всё-таки приятная деталь, добавляющая практической пользы такому туалету. Опять-таки, не придётся спешно смывать макияж, если муж предложил вам романтическую прогулку. Это такие… бытовые плюсы. А ведь есть еще и духовные. Скромность и сокрытость для женщины – наилучшее. Если на улицах столицы России, где я прожила почти всю жизнь, в принципе, длинная юбка и платок на голове – уже вопиюще скромно, в Афганистане то, как ходят российские мусульманки, когда я там жила, было с точностью до наоборот. Скромно было – чодри, платок – не очень скромно, косынка назад или платок на полголовы – перед вами продвинутая афганская феминистка. Вот такие наблюдения и впечатления сохранились во мне от прекрасного периода, когда я на улице чувствовала себя… как дома. Полгода такого удовольствия и… когда я ехала в аэропорт, чтобы лететь в Москву, в хиджабе я ощущала себя чуть ли не голой и ужасно уязвимой. На родине пришлось привыкать, вновь становясь сильной – для самозащиты. В следующий прилёт в Кабул я попросила, чтобы чодри мне привезли уже к трапу самолета.

Я понимаю чувства и эмоции тех женщин, которые носили паранджу всю жизнь и вдруг им запрещают это делать. Это глубокое эмоциональное потрясение и стресс. И я сочувствую всем своим сёстрам-мусульманкам, вынужденным жить в мире, где они не могут делать так, как просит у них их душа. Хотя при этом остаюсь скорее «за» подобные запреты, чем против, до тех пор, пока вид женщины в парандже вызывает страх и чувство опасности у тех, кто находится с нею рядом. Может, вместо акций протеста стоило бы потратить усилия, время и финансы на то, чтобы изменить сложившиеся стереотипы и помочь обществу изменить своё отношение к парандже и никабу? Аллаху алим.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector