Производство рюкзаков: когда появилось первое производство, лучшие производители

Как появился рюкзак, кто его придумал и история возникновения

Автор: Gornolaz · : 6 526 Опубликовано 20.04.2018 · Обновлено 22.11.2019

Известная нам история рюкзака, как успешного опыта переноса заплечного груза, насчитывает тысячелетия. Это долгий путь от мешка с рамой из прутьев орешника до современного рюкзака. А без него в наши дни ни в горы, ни в поход, ни в город.

Рюкзак изобретали неоднократно. В разное время на разных континентах появлялась идея, что гораздо удобней носить большой груз за плечами.

Рюкзак, начало истории

Возраст первого известного рюкзака — свыше пяти тысячелетий. В 1991 году на леднике Симилаун в Эцтальских Альпах в Тироле два немецких туриста нашли мумию тирольского ледяного человека или Эци. 45-летний хозяин заплечного мешка погиб в 3300 году до нашей эры. Лед сохранил и его вещи, в их числе каркас из орешника — основа первого дошедшего до нас «рюкзака».

Это деревянная рама с двумя перекладинами, на которую навешивался груз — мешок из шкур. Специалисты постарались воссоздать первый рюкзак. Его можно было увидеть в Музее естественной истории Дортмунда. Аналоги, кстати, известны в Альпах — традиционные заплечные сумки с деревянной рамой, называемые «kraxe» здесь делают и понынe.

реконструкция рюкзака Эци

Конструкция рюкзака Эци, которой началась история рюкзака, оказалась удачной. Ее еще не раз изобретали на разных континентах.

Традиционные заплечные сумки разных народов

История рюкзака продолжилась в традиционных заплечных сумках. Они многократно изобретались разными народами.

На русском севере применялись плетеные берестяные котомки с лямками. В средней полосе — заплечные берестяные кузова для грибов и ягод, называемые «пестерь».

Заплечный кузов пестерь

Столетия назад и в наши дни в Сибири в качестве заплечных мешков использовали каркасные «рюкзаки» — поняги и рогульки.

Поняга — обернутая берестой рама из изогнутого в дугу прута, ее нижние части соединены деревянной полочкой, а груз крепится ремешками. Конструкция походит на современные рамы с лямками для переноски габаритных грузов и баулов. Рогулька — две палки с развилками, между которыми веревкой стягивался тюк, носилась за плечами на лямках.

Средневековые европейские плетеные корзины-рюкзаки вешались за спину для работы в поле и переноски товаров. В Германии и Франции таскали грузы на деревянных каркасах с XVIII века.

Традиционный рюкзак Sekk med Meis в экспозиции Норвежского музея леса датируется второй половиной XIX века. Он состоит из рамы из ясеня и кожаной сумки.

Норвежский Sekk med Meis

В Корее рюкзаки с деревянной рамой — «чигэ» упоминались в письменных источниках с конца XVII века.

А индейцы Америки использовали для переноски тюков широкий ремень. Он охватывал груз на спине снизу и одевался на лоб. И в наши дни племена в сельве носят таким образом грузы в корзинках с одним ремнем.

Традиционные рюкзаки в том или ином виде встречаются по всему миру и их конструкции в разных уголках планеты весьма схожи.

Солдатские ранцы для дальних походов

Солдатам в продолжительных походах требовались удобные и практичные сумки. Эволюция солдатского багажа шла паралельно традиционным народным заплечным сумкам.

В древнем Египте и античной Греции предпочитали простые в производсве корзины. А римские легионеры переносили вещи в локулусах — кожаных сумках, прикрепленных к походному шесту.

В средневековье рыцари-тамплиеры в походах переносили грузы в деревянном каркасе с лямками, считая излишней для него даже крышку.

Уже в XVII-XIX в Европе были широко распространены ранцы из кожи, брезента или сукна с двумя прямыми лямками.Такие ранцы использовались крупными армиями – английской, французской и Российской империи. В европейских колониях в Северной Америке и затем США во время гражданской войны 1861–1865 годов тоже использовали армейские ранцы.

У этих ранцев был недостаток — прямые лямки впивались в грудь и доставляли дискомфорт на маршах. Уже во второй половине XIX века в армиях мира задумались над изобретением чего-то более удобного. Новации понадобились и обычным обывателям, ведь традиционные заплечные мешки также значительно отставали от развития технологий.

Прощай ранец, старт стремительной эволюции рюкзаков

Армейский ранец терпел многочисленные доработки. В его конструкцию добавляли каркас, а сам короб ранца сменил мягкий мешок. Лямки для удобства делали скошенными, этим ранец от рюкзака и отличается.

Уже в 1882 году в армии Российской империи наряду с ранцами был введен в обращение непромокаемый парусиновый вещмешок. Удобство и простота конструкции сделали его долгожителем. Вещмешок без крупных изменений добрался и до наших дней. Кстати, по похожему принципу, когда горлышко утягивается лямками, работают многие современные простые заплечные сумки.

В 1866 году в США полковник Генри К. Мерриам запатентовал армейский ранец с жесткой рамой, перераспределявшей нагрузку на бедра. Однако, конструкция получилась не очень удобной.

Рюкзак Оле Бергана

Норвежский предприниматель Оле Берган разработал в 1908 году рюкзак со стальной рамой. Такой каркас легче и компактнее деревянного, превосходя тот в прочности. По форме рама походила на исторический Sekk med Meis, который мы уже упоминали. Конструкцию надо было подстраивать под рост и форму тела владельца. Эта разработка была очень популярной.

В 1924 году охотник и альпинист Ллойд Ф. Нельсон запатентовал рюкзак каркасного типа, взяв за основу традиционную заплечную сумку индейцев Аляски из дерева и тюленьих шкур.

Сумка была доработана, каркас эффективнее распределял вес по спине, шкуры заменила ткань. Благодаря рекламе рюкзак «Охотник Нельсон» обрел популярность у туристов. Позднее эта разработка под названием «аляскинский рюкзак» вошла в перечень снаряжения армии США.

История рюкзака: новые материалы и технологии

Рюкзак стал удобнее, но все равно походил на своих традиционных предков, учтя весь их положительный опыт. Дорогу дальнейшей эволюции рюкзаков открыли новые материалы и технологии. История рюкзака, который мы все знаем, по сути, началась в XX веке.

Использовать застежки-молнии первым придумал ветеран американской 10-й горной дивизии Джеральд Каннингем еще в 1938 году. Удобная застежка позволила изменить форму рюкзака, эффективней перераспределять вес. Позднее Каннингем основал собственную компанию по производству туристического снаряжения.

Автором поясного ремня, переносящего часть нагрузки на бедра, стал в 1951 году калифорнийский турист Дик Келти. Идея пришла, когда он случайно поместил ножки каркаса в задние карманы брюк и понял, насколько так легче нести рюкзак. Деревянную раму Келти заменил на алюминиевую, что сделало конструкцию крепче и легче. Каркас, кстати, был в значительной части вшит в ткань рюкзака.

Рюкзак Дика Келти

Пригодное для туризма оборудование Дик Келти приобретал в магазинах старого военного снаряжения. Там со времен Второй мировой войны осталось много парашютной ткани — нейлона, изобретенного в 1935 году американской компанией DuPont. Эта ткань, крепче и надежней брезента, оказалась подходящей для рюкзаков.

В 1952 году супруги Келти запустили производство новинки, создав компанию по производству снаряжения. С рюкзаками этой фирмы в 1963 году Эверест покорила команда альпинистов Нормана Диренфута и Джима Уиттакера. Затем популярную конструкцию доработали и улучшили в американской армии.

Читать еще:  Как сделать кукле волосы из ниток своими руками: особенности процесса

Покорители Эвереста с рюкзаками новой конструкции

Городские рюкзаки получили распространение в 70-е годы. Среди молодежи пошла мода на легкие простые и цветастые повседневные заплечные сумки.

Затем тренд подхватили школьники. Еще в 80-е годы многие из нас ходили на уроки с портфелями и их модификацией — школьными ранцами. А уже в 90-е годы их вытеснили рюкзаки из синтетической ткани с удобными застежками-молниями.

Туристические рюкзаки в СССР: от «колобка» до самоделок из капрона

История рюкзака знает отдельную линейку туристических рюкзаков, которая была в ходу в СССР чуть ли не до конца XX века. Многие из них хорошо знакомы нашим старожилам горного туризма.

В начале 30-х годов был налажен серийный выпуск брезентовых бескаркасных туристических рюкзаков — «колобков». На тот момент они выглядели достаточно современно. Такие бесформенные рюкзаки были вместительней армейских вещмешков и долго использовались туристами.

«Колобок» усовершенствовал альпинист Виталий Абалаков, добавив широкий клапан и боковые карманы. «Абалаковский рюкзак» был популярен с конца 50-х годов. Он продержался до 90-х годов прошлого века, обретя современные материалы и поясной ремень.

В конце 70-х годов распространение получили «яровские рюкзаки» с более грамотной системой лямок и боковой шнуровкой, но все еще без поясного ремня. Все эти рюкзаки были мягкими – без каркаса, по сути, переосмыслением все того же «колобка».

Производился и станковый рюкзак «Ермак» с поясным ремнем и тяжелым алюминиевым каркасом, распределявшим нагрузку.

Не удовлетворившись качеством и формой этих промышленных образцов, в 80-е годы XX века умельцы стали шить из технического капрона упрощенные копии передовых иностранных моделей.

Самопошив американка или трубка

Их «правильные» рюкзаки уже были с широким поясным ремнем, большим клапаном, боковыми стяжками. Лямки имели дополнительные точки крепления над плечами, чтобы рюкзак не отваливался назад.

Впоследствии, многие из умельцев, шивших рюкзаки на заказ, открыли собственные компании по производству снаряжения, весьма успешные. Выпускаемые ими образцы стали соответствовать мировым трендам.

Рюкзак в наши дни: не конец истории

История рюкзака шла дорогой технологического прогресса. В наши дни современные анатомические рюкзаки — легкие и комфортные практически вытеснили «колобки». В них есть каркас – обычно алюминиевые пластины, спрятанные в конструкции и придающие ей жесткость, но не мешающие в эксплуатации. А тяжелым станковым рюкзакам с громоздким внешним каркасом они оставили лишь узкую нишу переноски особо тяжелых и негабаритных грузов.

Современный экспедиционный рюкзак

История рюкзака продолжается. Выпускаются все более навороченые специализированные рюкзаки для альпинизма, туризма, путешествий, спорта, города и транспортировки гаджетов. Подробней об их современных разновидностях можно узнать в статье «Какими бывают рюкзаки: разнообразие назначений и конструкций».

Их производят из передовых водостойких и прочных материалов. Многие производители пытаются сделать рюкзаки умными, встроить в них солнечные батареи и аккумулятры, GPS-датчики.

Производство рюкзаков

Рюкзак является универсальным средством перемещения груза. Благодаря своей вместительности и возможности переносить тяжёлые вещи без большой нагрузки на спину, из-за равномерного распределения веса на оба плеча, рюкзак получил широкое распространение. Однако он не всегда применяется именно там, где необходимо носить на себе тяжести (туризм, к примеру), так же они активно используются и в повседневной жизни.

Виды

Справка! Не стоит путать рюкзак и ранец. Несмотря на схожее строение ранец имеет твёрдый корпус и ортопедическую спинку.

На данный момент насчитывается около девяти видов рюкзаков, и их количество продолжает расти:

  • Экспедиционные. Объёмные рюкзаки для перемещения тяжёлых грузов на дальние дистанции в суровых погодных условиях. Имеют возможность регулировки длины спины и подкладки на плечах и спине из мягких дышащих материалов.
  • Штурмовые. Уменьшенная и более лёгкая копия экспедиционного рюкзака. Используется при восходе на вершины.
  • Прогулочные. Предназначены для экскурсий или недолгих походов. Имеют упрощённую конструкцию: длина спины не регулируется, малый объём и утончённые подкладки на плечах и спине.
  • Городские. Отличаются от других видов разнообразием форм и размеров. Чаще всего используются, как аксессуар.
  • Баул. Вместительный мешок из прочного материала, используется для переноски большого объёма вещей.

Специальные спортивные:

  • Горнолыжные. Применяется лыжниками и сноубордистами при спуске с гор. Оснащён карманами для лавинного снаряжения и прочным корпусом, защищающим вещи при падении.
  • Для сплавов. Отличается от других видов тем, что изготовлен из непромокаемых материалов.
  • Велосипедные. Имеют защиту от влаги, в случае попадания под дождь и светоотражающие ленты, для обозначения велосипедиста в тёмное время суток.

Когда появилось первое производство рюкзаков

Первый рюкзак появился свыше пяти тысяч лет назад. Его нашли туристы в 1991 году в горах Альпах. Он представлял собой небольшой мешок из кожи натянутый на каркас из сплетённых ветокорешника.

Справка! Сложно определить точное место изобретения рюкзаков, т. к. в разные времена, в разных уголках страны изобретались схожие по строению конструкции для переноса груза за спиной. Именно поэтому, считается, что у рюкзаков несколько мест изобретения.

Однако прототипом современного рюкзака принято считать военные вещмешки и армейские ранцы. Их массовое производство началось в конце XVIII века. Это были прочные, лёгкие и непромокаемые мешки из грубой кожи, для переноски пехотинцами самого необходимого во время походов.

Вместе с военными оценили удобство рюкзаков туристы и спортсмены. С начала ХХ века они начали активно пользоваться вещмешками, а в начале 30-х годов ХХ века в СССР было запущенно первое массовое производство рюкзаков для туризма и спорта, в народе именуемых «колобками». В 60-х годах в производство поступила модель рюкзака, разработанная братьями Абалаковыми.

К олимпиаде 1980 года была выпущена модель рюкзака Аркадия Ярова, которая имела схожую с современными рюкзаками конструкцию.
После этого производители начали экспериментировать с материалами, конструкциями и моделями рюкзаков. Из-за этого началось их разделение на туристические, спортивные, городские и т. д.

Лучшие производители рюкзаков

Легко запутаться в разнообразии современных производителей рюкзаков. Для вашего удобства мы собрали список из лучших производителей рюкзаков, зарекомендовавших себя и прошедших проверку временем.

Рюкзаки для туризма и спорта:

  • Polar AdVenture. Российский производитель рюкзаков. Рюкзаки этого производителя отличаются качеством и долговечностью за относительно низкую цену.
  • NOVA TOUR. Производитель более дорогих рюкзаков, отличающихся изготовлением анатомических рюкзаков, для дальних походов.
  • Deuter. Специализируется на производстве трекинговых рюкзаков с акцентом на удобство и лёгкость.
  • OSPREY. Рюкзаки высшей ценовой категории, предназначенные для дальних походов. Особенностью рюкзаков этого производителя является система Anti-Gravity, обеспечивающая оптимальное распределение веса.

Городские рюкзаки:

  • Suissewin
  • Meizu
  • Balang

Эти производители рюкзаков отличаются качеством исполнения, удобством использования и наличием дополнений, таких как встроенный USB для подключения повербанка и т. д.

Читать еще:  Выкройка бюстгальтера на косточках: построение базовой выкройки бюстгальтера на косточках

Как начать производство рюкзаков в России

Пока одна часть населения жалуется на невозможность начать производство в России, другая, более активная, ищет возможности создавать качественные продукты на российском рынке и из российских материалов. По какой-то причине, правда, о таких предпринимателях телевидение рассказывает редко, все больше уделяя внимание большому бизнесу. Но мы с вами исправим эту досадную оплошность.

  • Павел Осипов, Neovima

Вот, например, Павел Осипов — бывший геодезист из Хабаровска, а ныне — основатель компании Neovima , делающей отличные городские рюкзаки для российского рынка.

По роду своей профессии, Павел много времени проводил в дороге, встречаясь с клиентами компании и выезжая на участки в тайгу. При таком ритме и потребоностях современных гаджетов без рюкзака никуда. Если вы сами живете активной жизнью, в вашем рюкзаке наверняка находятся:

  • зарядки и провода для гаджетов
  • бутылка воды
  • книжка в дорогу
  • толстовка
  • ключи с бумажником

Носить такой груз хочется с комфортом. Правда выложить за такой комфорт, придется от 10 000 рублей — хорошие рюкзаки стоят дорого. Павел подумал, подумал и решил организовать производство своих рюкзаков.

  • Рюкзак Neovima

Первый экземпляр Павел, по его словам, сшил самостоятельно на маминой швейной машинке. Поспрашивав знакомых, основатель проекта понял, что спрос на качественные и недорогие рюкзаки есть. Осталось найти деньги на первую партию.

В этом Павлу помог краудфандинг — коллективное финансирование проектов в сети, когда любой желающий может финансово поддержать какое-то начинание, будь то съемки фильма, открытие молочной фермы или новое производство. Разместив свой проект на сайте Бумстартер, Павел привлек финансирование для пробной партии рюкзаков.

Рюкзак получился по настоящему качественным и собрал множество хороших отзывов. Реализовав первую партию, Павел начал работу над второй версией рюкзака.

Новая итерация получила название Neosafepack. Главные особенности новой версии — защита от воров, водонепроницаемость и встроенная зарядка для гаджетов. Производить рюкзаки будут швейные фабрики в Хабаровске, Ярославле и Белгороде. Ткани и фурнитуру закупают тоже в России — принципиально никакой китайщины.

Чтобы выпустить новую версию рюкзака, Павел снова прибег к проверенному способу инвестиций и запустил новый проект на Бумстартере. В короткие сроки был собран 1 000 000 рублей — поддержку автору оказали довольные обладатели первой версии рюкзака. Павел планирует начать производство 1 июля, чтобы все желающие могли получить свои рюкзаки как можно скорей. В идеале успеть до 1 сентября — чтобы школьники отправились на занятия с удобным, вместительным и недорогим рюкзаком.

Российские производители рюкзаков

Рюкзаки оптом от производителя: контакты производств, описание продукции. Найдено предприятий: 64.

Предприятие производит/реализует туристические рюкзаки, одежду для туризма, спасательные жилеты, лодки, товары для туризма, туристические тенты, весла, рамы для катамаранов, гермоупаковки.

Пермь (Пермский край)

Пермский край, Пермь, ул.Героев Хасана 105, корпус 70

Детская игрушка «ЛЕКОМ» производит мягкие игрушки.

Каменск-Уральский (Свердловская область)

Свердловская область, Каменск-Уральский, ул. Лермонтова, 60

Фабрика производит мягкие игрушки и сувениры, ростовые куклы, подарочную упаковку.

Новосибирск (Новосибирская область)

Новосибирская область, Новосибирск, ул. Большевистская, 175/6

Соло производит сумки из натуральной и искусственной кожи.

Богородск (Нижегородская область)

Нижегородская область, Богородск, ул. Ленина, 359б

Основная продукция: изделия из кожи

Новая Ладога (Ленинградская область)

Новая Ладога, ул. Ворошилова, 29

Предприятие производит/реализует школьные сумки.

Омск (Омская область)

Омская область, Омск, Овощной проезд 7

Предприятие производит/реализует спортивный инвентарь, борцовки, штангетки, кроссовки, товары для единоборства, спортивную обувь, спортивные ботинки, лыжи, лыжные палки, туристические рюкзаки.

Киров (Кировская область)

Кировская область, Киров, ул. Павла Корчагина 86, корпус 17

Предприятие производит/реализует портфели, мужские сумки, мужские рюкзаки, визитницы.

Тула (Тульская область)

Тульская область, Тула, ул. Болдина, 47-а

Предприятие производит/реализует туристические палатки, гермоупаковки, товары для туризма, туристические рюкзаки, мужские кофты, мужские спортивные сумки.

Москва (Московская область)

Московская область, Москва, ул. Годовикова, 9, стр 29

Предприятие производит/реализует товары для туризма, лодки, спасательные жилеты, аксессуары для водного транспорта, спортивную мужскую одежду, мужские куртки, парусные катамараны, байдарки, гермоупаковки, мужские брюки, мужские шорты, туристические рюкзаки, каноэ, мужские футболки, шапки, туристические палатки, надувные сани.

Санкт-Петербург (Ленинградская область)

Ленинградская область, Санкт-Петербург, Волковский пр., 146, корп. 1, офис 224

Как появился рюкзак. От первобытных времён до наших дней

Рюкзак по праву считается одной из удобнейших вещей в обиходе, которые придумал человек. Впрочем, по-другому и быть не могло. Еще древние люди поняли, что во время охоты или в хозяйстве им будет необходимо иметь при себе некую сумку, переноску, чтобы обе руки были свободны для работы.

Так появился прадедушка рюкзака.

Его приблизительный возраст — ок. 2700 лет до нашей эры. Об этом свидетельствует уникальная находка в леднике Симилуан в Альпах, сделанная в 1992 году.

Антропологи обнаружили тело прекрасно сохранившегося доисторического человека. На спине его находился кожаный рюкзак, закрепленный на дугообразной раме из бруска орешника. В этом незамысловатом рюкзаке находился его скарб, по которому учёные датировали находку примерно 2700 лет до н.э.

Рюкзак первобытного человека

Изначально иметь сумку или рюкзак было привилегией мужчин — потому как именно мужчине отводилась социально активная роль — он был охотником, пастухом, торговцем, просто странником.

Долгое время самыми популярными материалами для изготовления рюкзаков и сумок у древних людей были мех, выделанная кожа рыб и животных. Облегчённым вариантом можно считать плетёные короба из бересты или лыка.

Берестяной короб

Много позже, с развитием широкомасштабных войн, рюкзак был замечен у римских легионеров, рыцарей-тамплиеров, причём модернизация рюкзака не ушла далеко: у тамплиеров, к примеру, он представлял всё тот же каркас из дерева с лямками — примитивная конструкция для переноски грузов, зачастую даже без крышки.

Римский легионер

Североамериканские же индейцы-охотники проявили большую изобретательность: рюкзак представлял собой доску, которая крепилась к спине перекинутыми за плечи лямками (как обычно) или без них, и дополнительно на лоб человека накидывался мягкий кожаный ремень. Таким образом, нагрузка распределялась равномерно, и такая конструкция позволяла носить весьма тяжёлые грузы!

С развитием промышленности деревянные и кожаные элементы первых рюкзаков были заменены на стальные и тканевые; чуть позднее место стальной рамки в конструкции рюкзака заняла рамка алюминиевая ввиду своей лёгкости.

В конце 18 — начале 19 века рюкзак становится очень популярным среди солдат. Здесь, в среде военных, он имеет название ранец и носит принципиальные отличия от рюкзака: ранец имеет жёсткую форму, широкие лямки и твёрдый корпус. Для придания жёсткости и необходимой формы ранцы изготавливали из плотных грубых кож.

Ранец, в отличие от рюкзака, загружался сбоку, в рюкзак же вещи закладывались сверху.

Пехотный ранец 1808 год

В 1886 году Генри Клей Мерриам, служащий американской армии, решил модернизировать солдатский ранец: желая разгрузить плечи солдат, он перенёс вес ранца на бёдра и поясницу, снабдив ранец специальными опорами. Однако приспособление не было принято солдатами американской армии — они сочли это изобретение слишком громоздким и неудобным. И опыт этот, пусть и неудачный — первая попытка снабдить рюкзак поясным ремнём.

Читать еще:  Как сделать портфель для кукол: портфель из картонной коробочки

Во время Первой мировой войны в Европе с большой скоростью распространяется промышленный рюкзак, привезённый американцами.

Для военной походной жизни такой объёмный мешок был просто незаменим: он вмещал личные вещи, предметы гигиены, посуду, постельные принадлежности, сухой паёк. У авиаторов в рюкзаке должен был помещаться парашют.

К тому же ранцы, до этого используемые в начале Первой мировой войны, оказались неудобными во время траншейных боёв и их часто заменяли так называемыми «штурмовыми вьюками».

После войны удобство рюкзака оценили спортсмены и туристы.

Первые альпинисты и спортсмены использовали в своих походах именно военные модели рюкзаков.

Вещмешок, сидор — простой мешок прямоугольного покроя с пришитой к нижним углам веревкой или лямками. Верх собирался самозатягивающейся петлёй. Никаких застёжек — бесхитростная, лёгкая конструкция, прошедшая с солдатом обе мировые войны.

Вещмешок

Примерно в это же время рюкзак приобретает новую жизнь и его преобразование и модернизация происходит стремительно.

Так, в 1908 году норвежец Оле Берган, который был заядлым охотником и туристом, придумывает станковый рюкзак. К этому изобретению его подтолкнул дискомфорт, который он испытывал при переноске экипировки и дичи во время охоты — груз врезался ему в спину, причиняя боль. Как-то раз на охоте он согнул ветку можжевельника внутри своего вещевого мешка, сформировав подобие жёсткой рамы.

Станковая рама, изобретённая Оле Берганом, была им запатентована в 1909 году. Компания Bergans становится ведущим производителем рюкзаков, впоследствии создавая свою продукцию без малого сто лет.

В 1910 году Оле Берган представляет на рынке первый рюкзак Bergans, изготовленный из кожи. Ветка в рюкзаке была заменена лёгкими стальными трубками и ремнями.

Рюкзаки Бергана на самом деле были образцом удобства и надежности.

Реклама рюкзаков Bergans — слева «без», справа «с» рюкзаком Bergans

По истечении срока патента, через 25 лет, копии рюкзака разлетелись по всему миру.

В Россию слово рюкзак пришло не так давно — в 17 веке, слово это германского происхождения и означающее буквально Rucksack — заплечный мешок.

В СССР в промышленных масштабах первые рюкзаки начали изготавливать в 30-х годах. Это были бесформенные округлые мешки, прозванные в народе «колобками».

«Колобок» был неуклюжий, крайне неудобный, но оказался живуч и до сих пор применяется некоторыми дачниками-ретроградами.

Рюкзак «Колобок»

На смену «колобку» пришёл «рюкзак Абалакова», созданный для спортивных походов и восхождений, названный по фамилии его изобретателя — известного советского альпиниста Виталия Абалакова. Виталий Михайлович работал конструктором Московского института ВИСТИ и первым совершил восхождение на пик Коммунизма.

«Абалак» собрал в себя весь предыдущий опыт в разработке туристского снаряжения, однако имел недостатки: не вмещал достаточное количество вещей, имел узкие стропы, сильно промокал от дождя и на морозе становился «деревянным». Альпинистам собственноручно приходилось дорабатывать недостатки.

Рюкзак «Абалаковский»

Ещё одной легендой советского туристского снаряжения становится рюкзак Аркадия Ярова — этот рюкзак выглядит более современно, он удобен, имеет систему боковой шнуровки; рюкзак Ярова массово шьют к Олимпиаде-80, о чём свидетельствует логотип медведя на клапане и пять колец.

Но рюкзак по-прежнему оставался без жёсткой рамы.

На смену мягкому яровскому рюкзаку приходит рюкзак «Ермак» — первый станковый рюкзак, имеющий жёсткий каркас и поясный ремень.

Впрочем, такая конструкция тоже имела свои минусы — при падении туриста велика была вероятность травматизации.

Советские туристы были большими додельниками и в пору дефицита в стране буквально сочиняли и модернизировали рюкзаки из подручного материала: так, в походе можно было встретить рюкзак с рамой, собранной из алюминиевых труб старой раскладушки.

Многие конструкции, изобретённые в древние времена, оказались весьма удобными, и живы до сих пор. К примеру, у некоторых индейских племён способ ношения ручной клади на голове при помощи ремня существует и поныне.

Индеец племени пираха

А берестяной короб долго ещё оставался другом и помощником послевоенного советского крестьянина и дачника, о чём в своих «Крохотках» в 1960 году написал Александр Солженицын:

«Колхозный рюкзак»

Когда вас в пригородном автобусе больно давят в грудь или в бок его твёрдым углом, — вы не бранитесь, а посмотрите хорошо на него, этот лубяной плетёный короб на широком брезентовом разлохмаченном ремне. В город возят в нём молоко, творог, помидоры за себя и за двух соседок, из города — полста батонов на три семьи.

Он ёмок, прочен и дёшев, этот бабий рюкзак, с ним не сравняются его разноцветные спортивные братья с карманчиками и блестящими пряжками. Он держит столько тяжести, что даже через телогрейку не выносит его ремня навычное крестьянское плечо.

Потому и взяли бабы такую моду: плетёнку вскидывают на середину спины, а ремень нахомучивают себе через голову. Тогда равномерно раскладывается тяжесть по двум плечам и груди. Братья по перу! Я не говорю: примерьте такую корзиночку на спину. Но если вас толкнули — езжайте в такси.

Сегодня разнообразие рюкзаков поражает!

Они подразделяются по конструкции: мягкие, жёсткие, полужёсткие (анатомические);

по вместимости (которую измеряют в литрах): малые — до 40 литров, средние (универсальные) — 40-70 л, большие («экспедиционные») — более 70 литров;

и по назначению: туристические, альпинистские, велосипедные, военные, фрирайдные (для спуска по снежным склонам).

В обывательской речи при слове рюкзак мы имеем в виду городской рюкзак — небольшой, на 10-30 литров рюкзак, обычно изготовленный из ярких материалов — ткани или кожи, с элементами декора. Рюкзак давно и привычно стал лидером среди must-have вещей в гардеробе модниц и, похоже, сдавать свои позиции не собирается.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector