Национальные костюмы казака и казачки. чем отличается наряд донского казака от костюма кубанского казака? украшения, обувь, элементы.

Национальные костюмы казака и казачки. чем отличается наряд донского казака от костюма кубанского казака? украшения, обувь, элементы.

Национальные костюмы казака и казачки (фото)

Одежда казаков была практичной, но вместе с тем подчёркивала народность. Костюмы отличались эстетичностью и оригинальностью. Наряды приспосабливались под разные времена. Но в любом случае одежда подчёркивала связь с военным делом.

Историческая справка

Казачьих войск было достаточно много по всей России. В войско входили люди разной национальности, что отражалось на их внешнем виде. В костюме донского воина сочетались русские, турецкие, татарские наряды. Благодаря этому костюмы были яркими и необычными.

В гардеробе казака была военная форма и повседневный наряд. Большое влияние на одежду имела кавказская народность. Только в середине XIX века была утверждена официальная форма.

Составляющие элементы военной одежды:

  • шаровары – свободные штаны;
  • папаха – меховая шапка;
  • сапоги, альтернативой им были ноговицы;
  • зимняя бурка – безрукавная верхняя одежда;
  • черкеска или бешмет – кафтан, верхняя одежда;
  • башлык – капюшон, защищающий в непогоду.

Традиционная одежда оказалась непрактичной в бою. В 1915 году кафтан был заменён гимнастёркой. На смену бурке пришла шинель. А традиционную шапку сместила удобная фуражка. Прежнюю форму надевали только на праздники.

Важно! Форму, оружие и коня казак покупал за свой счёт. Это была обязательная часть его снаряжения, которую подготавливали задолго до службы.

Характерные черты мужского костюма казака

Традиционный костюм состоял из зипуна, шаровар, чекменя, кереи, архалука. В гардеробе было 2 вида рубах – бешмет, русская. Первый вариант доходил до колен, имел широкие рукава, а для застёжек использовались крючки. Русская рубаха носилась свободно.

Важно! Нижние рубашки для казаков вышивали жёны или матери. Они считались оберегами, которые защищали в бою. Со смертью воина этот элемент гардероба сжигали.

В дождь и морозы казак надевал балахон. От морозов защищали полушубки, которые надевали прямо на голое тело. Также зимой использовали бурку. Кожаные штаны чембары применялись для рыбалки.

Детали мужских нарядов:

  • лампасы – красочные полоски по бокам брюк указывают на принадлежность казаков к конкретному войску, символ свободы;
  • серьги – определяли родовое место, так две серьги в ухе указывали на единственного ребёнка в семье;
  • знаки отличий воины обязаны были носить всю жизнь.

Костюм донской казачки: особенности

Повседневный наряд казачки составляла рубашка, юбка и кофта. На праздники женщины надевали кружевную юбку и кирасу (короткую кофту). Дамы обязательно надевали фартук. Если в гардеробе была красная одежда, то она автоматически становилась лучшей.

Составляющие элементы костюма казачки:

  • длинная рубаха – главная составляющая гардероба;
  • на праздники надевали кубелек – платье с V-образным вырезом и красивой вышивкой;
  • замужние дамы сукман – своеобразный сарафан с короткими рукавами;
  • верхний праздничный наряд – кохта;
  • повседневно женщины носили сарафан поверх рубашки;
  • чтобы не запачкаться, использовали белый передник, который традиционно назывался «запон»;
  • шарованы для казачок могли быть как широкими, так и узкими;
  • зимой дамы защищались от холодов жупейкой;
  • спидница представляла собой нижнюю юбку, которую украшали символическими узорами;
  • в холода надевали юбку-плахту;
  • на шапку надевали капюшон (башлык), в котором женщины могли даже детей носить.

Важно! Наиболее прочные наряды делали для невест. Чем старше становились женщины, тем темнее использовались материи для пошива одежды.

Чем отличается костюм донского казака от кубанского?

Костюмы разных казачьих войск имели отличия, в зависимости от места локализации. Одежда кубанских казаков формировалась под влиянием кавказцев. Донские воины предпочитали чекмени, а кубанские – черкески, которые были популярными среди горцев.

На Дону предпочитали шаровары с лампасами. На Кубани же использовали обычные шаровары. Повседневно и на поле боя на донском казаке был зелёный китель в комбинации с синими штанами. Для церкви мужчины использовали красные шаровары. Амуниция кубанского воина состояла из штанов, черкески и бешмет. Цвет наряда зависел от звания и сезона.

Украшения, обувь, головные уборы, элементы

Обувь казаков и казачек представляли сапоги. Их было достаточно много, ведь это был наиболее практичный вариант. Любыми сапогами считались мягкие модели с небольшим каблуком или вовсе без него. Для пошива использовалась бычья кожа, отличающаяся прочностью.

На мягкие сапоги надевали галоши из кожи – чирики. Зимой носили шерстяные валенки. Для работы применяли посталы. Также носили тапочки, сшитые из жёстких ниток и воротяшки, мех у которых был внутри.

Важной частью гардероба считались головные уборы. Мужская шапка была не только элементом гардероба, но и частью разных обрядов. Казаки носили папахи, которые со временем заменили фуражки. Женщины носили платок, накидку (башлык), тканевые шапки.

Важно! Незамужним казачкам разрешалось ходить с непокрытой головой. Но замужняя женщина не имела права показаться в обществе без платка.

Женские украшения составляли чикилики и перлы. Девушки могли носить плоские браслеты с традиционными символами, серьги, перстни и кольца. Для украшений использовали золото, серебро, металл, драгоценные камни. Для серёжек примяли жемчуг. Материал кольца и его положение на руках определяло семейное положение казачки. Праздничный наряд дополнялся ожерельем или монисто. Состоятельные дамы могли позволить себе жемчужные бусы.

Презентация «Костюм казачки и казака»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Своеобразный облик женского донского костюма складывался веками. В нем отразились особенности жизни казаков и органично слились традиции разных народов.

КАЗАЧИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ПРОШЛОГО РЕЗКО ОТЛИЧАЛСЯ ОТ ДРУГИХ ЖЕНСКИХ КОСТЮМОВ РОССИИ. ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ ОБЪЯСНЯЮТСЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ КАЗАЧЕК. ЖЕНЩИНЫ ДОЛГО СОХРАНЯЛИ ТРАДИЦИОННУЮ ОДЕЖДУ ТЕХ МЕСТ, ОТКУДА ПРИШЛИ НА ДОН. ОНИ ПОПАДАЛИ СЮДА В КАЧЕСТВЕ ЯСЫРОК (ПЛЕННИЦ): ТАТАРКИ, ЧЕРКЕШКИ, ТУРЧАНКИ, ДРУГИЕ – ИЗ РУССКИХ СЕЛЕНИЙ. ПОЭТОМУ СРЕДИ КАЗАЧЕК БЫТОВАЛО НЕСКОЛЬКО КОМПЛЕКСОВ ОДЕЖДЫ: С КУБЕЛЬКОМ, С ПОНЕВОЙ, С САРАФАНОМ, С СУКМАНОМ.

КАЗАЧИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ПРОШЛОГО В ОСНОВЕ СВОЕЙ БЫЛ ТЮРКСКИМ. КАЗАЧКИ НОСИЛИ ШАРОВАРЫ: НА НИЖНЕМ ДОНУ — ШИРОКИЕ, НА СРЕДНЕМ, ВЕРХНЕМ ДОНУ — УЗКИЕ, ПОХОЖИЕ НА БРЮКИ-ДУДОЧКИ.

Дополняли костюмы казачек мужского кроя сорочка и чапаны с казакинами, то есть, попросту – кафтаны. Любили они и юбки-плахты, хорошо закрывающие от ветра и холода.

Повседневная одежда казачек состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присбоенным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую и одну или больше из ситца, а то и шелка.

В праздники поверх рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Праздничные кофты (“кирасы”) шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти.

«Знуздалка» — платок, которым прикрывали часть лица жарким летом Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек дразнили «татарками».

Важной деталью был и фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами.

Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками.

ОДЕЖДА ОБУВЬ ГОЛОВНОЙ УБОР

Мужской казачий костюм В конце 17 — к началу 18 века сложился традиционный тип мужской казачьей одежды, обязательным элементом которой был зипун. Зипун был настолько обязательным элементом, что походы за добычей назывались «походами за зипунами».

Рубаха может быть со стоячим, отложным воротником или без воротника. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок. Рукав свободный широкий, у запястья его можно собрать на манжет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или шёлка. Бешмет Рубахи были двух видов – русская и бешмет. Русская

Чирики – туфли-галоши, которые надевали поверх ичиг Кожаные сапоги с низким каблуком и немного загнутыми носками

Из верхней одежды казаки предпочитали архалук — «спиногрей» — нечто среднее между стёганным татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон из овечьей или верблюжьей шерсти с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался. Архалук Тулуп

Бурка — безрукавный плащ белого, черного или бурого цвета, сделанный из войлока. Бурка — прекрасная защита от любой непогоды. В бою они были не только не практичны, но и попросту опасны. Поэтому бурка белого цвета для казаков оставалась элементом исключительно парадным. Надевалась по особым торжественным случаям, служила признаком достатка, стоила дороже обычных.

Костюм казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. Черкеска с напатронниками и погонами, папаха, сапоги Шаровары и рубаха

Черкеска Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; Рукава делали с широким отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набобом, украшением черкески. Красота и богатство казачьего костюма заключа-лась в том, чтобы в нем было больше серебра. Военная форма

Войны показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя. И в 1915 году казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастёрку пехотного образца черкеска бешмет гимнастёрка

бурку – на шинель,

а папаху заменить фуражкой.

Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Спасибо за внимание!

  • Деменкова Юлия Валерьевна
  • Написать
  • 12431
  • 30.03.2016

Номер материала: ДВ-570515

  • 30.03.2016
  • 4506
  • 30.03.2016
  • 654
  • 30.03.2016
  • 31087
  • 30.03.2016
  • 1018
  • 30.03.2016
  • 2966
  • 30.03.2016
  • 1624
  • 30.03.2016
  • 318

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

История костюма донских казаков: от зипуна до мундира

Одежда казаков — это своеобразный симбиоз народного костюма и военной формы. Сегодня я хочу предложить рассмотреть историю костюма донских казаков. Во все времена одежда донских казаков славилась уникальностью и красотой, которая менялась всю историю казачества. Жизнь донских казаков всегда была тесно связанна с военой службой, и это, конечно, нашло отражение в их костюме.

В 16-17 веке костюм донского казачества формировался в результате взаимодействия различных культур. Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный.

Казаки верхнедонских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. Примером такого костюма служит одежда казаков-некрасовцев. У них традиционный мужской костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу). Юноши и женатые мужчины носили рубахи с «воротом» — яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи и который использовался в счете как зарубка на память). Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Портки отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.

Костюм низовых казаков представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов.

Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс.

Зипун — это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались «походами за зипунами». Не случайно в казачьих песнях часто звучал мотив: «По синю морю гулять, зипунов-то доставать». Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края.

Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Кафтан имел сходство с польским, благодаря рукавам, очень широким и пышным у плеча и узким от локтя до кисти. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одноцветным рисунком) ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными площами (род пуговиц). Дополнением к кафтану служил пояс, украшенный золотом или турецкий кушак, на котором носили булатный нож или шашку, сафьяновые ножны которой декорировали вышивкой золотом и серебром, бляхами и драгоценными камнями. Поверх кафтана иногда одевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага), отделанную золотым позументом (Позумент — золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканная лента, повязка, обшивка, оторочка: галун) с блестками.

В костюм входили также сапоги татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого. Завершала старинный костюм казака шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой изготавливался из голубого или красного бархата, вышивался золотом или обкладывался позументом.

В зимнее время казаки носили шубы из лисьих и собольих мехов, покрытые бархатом и по краям украшенные опушкой из меха бобра или соболя.

Походная одежда казаков состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя, подпоясанного ремнем, широких шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины. Любимыми цветами казаков были красный и синий, которые использовались и в походном костюме.

Донцы своеобразно следили за своим внешним видом. Помимо одежды они заботились и о прическе. Волосы на голове постригали кружком, «под горшок». Любили носить бороды среднего размера. Некоторые казаки бороды сбривали, но обязательно оставляли усы. Усы являлись предметом особой казачьей гордости.

Реформы Петра I в области костюма, предписывавшие повсеместное употребление немецкого платья и запрет на бороды, не коснулись территории Войска Донского. Очевидно, великий реформатор решил сохранить для потомков своеобразие народной культуры, да и не пожелал он лишний раз тревожить беспокойные казачьи станицы.

Старинный костюм донского казачества сохранялся до 18 в., т. е. во времена относительной самостоятельности Войска Донского. Когда же прекратились казачьи походы за «зипунами», на Дону стало больше появляться одежды, изготовленной из домотканных материалов и тканей, покупаемых в России: хлопка, льна, сукна, шерсти.

Кардинальные изменения в мужском казачьем костюме произошли при Екатерине II в результате введения в 1769 г. военной формы. Сначала установили общую форму только для трех полков: Таганрогского, Азовского и крепости Дмитрия Ростовского. В 1774 г. для этих трех полков ввели единую форму, состоявшую из кафтана, бешмета, шаровар, заправленных в сапоги, и шапок из смушки с суконным верхом. С 1801 г. военная форма стала обязательной для всего Войска Донского. Она включала куртку, шаровары, заправленные в сапоги, пояс с портупеей, чекмень (долгополый кафтан), шинель, кивер. Куртку, чекмень и шаровары изготавливали из синего сукна с красной отделкой по швам. Шаровары имели широкие лампасы красного цвета. Темно-серая шинель отделывалась синим воротником с красными выпушками (Выпушка — опушка, оторочка, выпуск, обшивка по шву, кант). В качестве головного убора ввели кивер — высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. У офицеров кивер выделялся султаном из красных перьев, который впоследствии заменили серебряной кокардой и помпоном (шариком из мягкого материала). Киверы рядовых казаков украшались суконными кокардами и помпонами из шерсти.

Эта весьма эффектная, помпезная военная форма больше подходила для красочных военных парадов, нежели для активных боевых действий. Неудобства новой формы сказывались в ходе Отечественной войны 1812 г. Искрометные в бою донцы так и не смогли к ней привыкнуть. Впрочем, она просуществовала недолго. В течение 19 в. форма постепенно совершенствовалась, и к началу первой мировой войны обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, башлыка, папахи, пояса.

Длинный, слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. В летнее время вместо мундира носили гимнастерку защитного цвета с воротником-стойкой и застежкой на пуговицах. Шинель изготавливалась из грубого сукна защитного цвета и имела на воротнике красные лацканы (петлицы) с серебряной (или из белого металла) пуговицей. Головными уборами служили папахи и фуражки. Казачья фуражка в цветовом отношении сочетала темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Она носилась сдвинутой козырьком в правую сторону, а слева из-под него выпускался традиционный казачий чуб. Во время первой мировой войны фуражки стали делать защитного (серовато-зеленого) цвета. В зимний период казаки ходили в серых папахах и башлыках серовато-зеленого тона.

Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении грязной домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время они носили форму. В ней казаки ходили даже в церковь.

Обычной повседневной формой казака была гимнастерка, до 1907 года белая, затем защитного цвета, а также шаровары синего цвета с красными лампасами и ремень с пряжкой. Казачий мундир, или чекмень, был без пуговиц и застегивался на крючки. Обшлаги и ворот чекменя были обшиты кантом, на вороте имелось петлицы из тесьмы с каждой стороны.

Д

Современная форма донских казаков: синий мундир, красные лампасы, синий погон с красным кантом, синяя фуражка с красным околышем.

Костюм и в наши дни говорит о месте человека в обществе. Как говорится, «по одежке встречают…» Но в отличие, пожалуй, от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязанные носить стандартную униформу, видели в одежде и другое… Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха — для казака были раскрытой книгой, паспортом, по которому он узнавал о незнакомом собрате всё.

Мужская и женская казачья одежда – история и традиции

История казачьего костюма уходит корнями в далекое прошлое. Формирование казачества как особой народной группы, происходило столетиями и наложило отпечаток на обычаи, традиции, язык, одежду.

Казаки, представляли «беглый вольный люд», вобрали в элементы своей одежды традиционные мотивы, аксессуары тех народов, рядом с которыми они селились или контактировали, в силу исторических причин.

Первоначально казаки выглядели достаточно живописно: широкие шаровары, рубашка-вышиванка, сапоги и кобур – суконную красную шапку с меховой опушкой. Поверх надевался жупан (зипун) длиной до колен, но удобный, чтобы можно было передвигаться верхом на коне.

Особенности женского наряда

Со временем крой костюма и его элементы изменялись. Они наиболее ярко видны в мужской одежде.

Женский казачий костюм мало менялся с течением времени, зато в нем более выражены этнические особенности отделки и формы одежды, обуви, головных уборов. Это объяснялось тем, что женщины долго сохраняли в своей одежде традиционные черты наряда тех мест, из которых они пришли на Дон.

Кроме того, среди новоявленных казачек было много татарок, турчанок, ногайских женщин, которые попадали к казакам как пленницы. Они вносили в женские костюмы элементы своих народов, что делало одежду яркой и неповторимой. Головные уборы казачьих костюмов женщин тоже были разнообразны, порой, самых причудливых форм.

И только в XIX веке старинные казачьи костюмы женщин уходят в прошлое. Под влиянием городской моды им на смену приходит так называемая парочка: наряд, состоящий из юбки и кофты.

Места расселения казаков было довольно широки, но особенно велика их концентрация была на Дону и Кубани; позднее их поселения появились и на берегах бурного Терека. С точки зрения целесообразности их расселения, выбор этих мест был полностью оправдан. Долгое время юг России был недосягаем для императорской власти.

Казачья вольница, объединившая беглых крестьян, бунтарей, обездоленный люд представляла серьезную опасность для власти. Они не только хотели ей подчиняться, не выполняли указы, и распоряжения, но могли и физически уничтожить приехавшего к ним чиновника, если в его лице подозревали опасность ущемления своих прав. Поэтому чиновничье племя не стремилось лишний раз появляться здесь.

Влияние кавказских традиций

Близость Кавказа, который также был довольно закрытым для властей пространством, оказал непосредственное воздействие на вид казачьего национального костюма. Особенно заметны эти изменения были в одежде казачьего войска. Выяснилось, что наряд воина-горца значительно удобнее казачьего. Он не сковывал действий при передвижении верхом на коне, не мешал обращению с оружием.

Очень удобной оказалась бурка, которая согревала в холода, могла использоваться как надежное укрытие в холода. Кроме того, она стирала социальные грани: независимо от положения в обществе и достатка, она была у каждого горца и казака

К азачьи папахи

Привлекал внимание и головной убор. У кавказцев и казаков любимой была шапка – папаха. Шили ее из овчины. Она не была нарядной, но удобной и надежно защищающей голову. Казачья папаха выглядела иначе: низкой, с плоским верхом, или высокой конусообразной.

Для богатых казаков ее шили из собольего или куньего меха. Верх выполнялся из синего или красного бархата, расшивался золотом. Казаки победнее носили барашковую папаху или изготовленную из стриженого меха овчины, а верх изготавливался из цветного сукна.

Во время боевых действий казаки носили шапки, сшитые из меха волка, медведя или барана – только этот мех смягчал удар по голове.

Хоть у горцев и казаков шапки отличались по форме, они были обязательной принадлежностью и гордостью мужчины.

Казачьи папахи, называвшиеся в простонародье кубанками, высоко ценились, а их потеря считалась позором. В интернет-магазине КавказСувенир Али Аскерова можно выбрать в подарок папаху на любой вкус, которая станет достойным атрибутом настоящему казаку.

Черкеска – удобство и красота

Со временем претерпела изменения верхняя одежда казаков. Поверх зипуна (жупана) обычно надевался кафтан, но со временем ему на смену пришла элегантная, сидящая точно по фигуре черкеска. Украшенная газырями, которые первоначально имели не декоративное, а практическое назначение: в них вкладывались ружейные патроны – придавала вид воинской одежды.

Элегантность черкески покорила казаков, и они стали использовать ее как свой элемент одежды. Мода на черкески в начале XIX века пришла и в русскую армию. Ношение офицерами казачьего мужского костюма, куда входила черкеска, считалось особым шиком, а женщины были без ума от подтянутых молодых офицеров, щеголявших на балах в черкесках.

Широкие шаровары, которыми хвалились первые представители казачества, со временем стали значительно уже, что не только добавляло удобств при передвижении пешим ходом и на коне, но и значительно экономило деньги: ткани на шитье затрачивалось значительно меньше.

Удобство и красота горской мужской одежды привели к тому, что уже в 80-е годы XVIII века она почти полностью заменила прежний воинский костюм казака. Единая форма одежды казачьего войска Азовского, Таганрогского полков и крепости Дмитрия Ростовского стала состоять из кафтана, бешмета с узкими длинными рукавами и воротником-стойкой, шаровары, которые легко заправлялись в сапоги и кубанок с суконным верхом.

Как одевались на свадьбу

Казачий свадебный наряд был достаточно строгим. Невеста одевалась в «парочку» из однотонной светлой ткани, а голову покрывала кружевным платком или головной накидкой.

Значительно позже казачки стали надевать длинные белые платья, а волосы украшать восковыми белыми цветами.

Оружие воина-казака

Жених наряжался в военный казачий костюм с кинжалом. На ногах — кожаные сапоги со скрипом.

Экипировку воина-казака невозможно представить без оружия. В его арсенале было огнестрельное, но характерным считалось холодное: казачьи шашки, сабли, ножи. Выбрать в подарок оружие ручной работы можно в интернет-магазине Али Аскерова КавказСувенир.

Обязательной принадлежностью казака была нагайка – не менее страшное и эффективное боевое оружие, использование которого могло выбить противника из седла, обезоружить и даже нанести смертельные раны. Она отличалась компактностью, изготавливалась из кожи с мягким плетением, отличалась прочностью. Для удобства ее носили за голенищем.

В бою она висела на руке: темляк был сделан не в торце ручки, а в месте перехода рукояти в плеть. Это не мешало держать поводья лошади, в случае необходимости, плетка в любой момент могла оказаться в руке.

Использовали нагайки и в быту, как весьма эффективное «воспитательное средство»: непослушных детей и неверных жен не раз ими «охаживали» по спине и пониже. Не стеснялись и принародно наказать плетью и провинившихся казаков. Носить нагайку имел право только женатый мужчина.

Не являлась холодным оружием, но, в случае необходимости, могла защитить своего владельца от неожиданного нападения волчатка – более короткая нагайка. Ею первоначально действительно отбивались от нападения волков, а позднее стали использовать для самообороны.

За столетия казачий национальный костюм изменился незначительно, сохранил исторические и этнические особенности. Приобрести его элементы в качестве подарка любителям истории и этнографии можно в интернет-магазине КавказСувенир Али Аскерова.

Конспект занятия «Традиционная одежда кубанского казака и казачки»

НАТАЛЬЯ ПУТИЛОВА
Конспект занятия «Традиционная одежда кубанского казака и казачки»

Название: Тематическое занятие с использованием регионального компонента

для детей старшего дошкольного возраста.

Автор методической разработки: Путилова Наталья Владимировна

Место работы: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24муниципального образования Усть-Лабинска

Тема: «Традиционная одежда Кубанского казака и казачки»

— Воспитывать любовь к малой родине.

-Знакомить с культурой Кубанского казачества.

-Расширять представление детей о Кубанской одежде.

— Знакомить с элементами Кубанской одежды, ее назначением.

— Развивать у детей интерес к Кубанскому орнаменту.

— Учить правильно называть элементы одежды.

Оборудование: магнитофон, кассета с песнями Кубанского казачьего хора, мультимедийное оборудование, слайд-презентация «Традиционная одежда казака и казачки», куклы в национальных костюмах: казака и казачки. Для игр: стульчик «боевой конь», шест и платочек, флажок.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом.

— Ребята, скажите, как называется наша страна?

— А кто знает, как называется край, в котором мы живем?

-Как зовется наша малая родина?

Воспитатель зачитывает отрывок стихотворения К. Батищевой «Мой город».

Над бурной Лабой, над широкой Кубанью

Стоит Усть-Лабинск- небольшой городок.

По русской душе своей и по названью

Он нашей России родной уголок.

2. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Кто-то стучится в дверь. Давайте посмотрим, кто к нам пришел?

Воспитатель вносит кукол: девочку и мальчика, в Кубанских костюмах.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, милости просим, заходите, присаживайтесь.

Воспитатель усаживает кукол на стульчики, рядом с собой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на наших гостей. Как вы думаете, почему они одеты не так как вы? Может быть кто-то из вас знает?

Воспитатель: Правильно, они пришли в Кубанских костюмах, для того, чтобы вы увидели, как одевались раньше люди на Кубани.

3. Рассказ с использованием слайд-презентации.

Национальная Кубанская одежда очень древняя.

Казачки очень любили наряжаться, поэтому костюм имел для них большое значение.

Традиционный женский костюм состоял из юбки и кофточки (блузки, назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кру-жевами, бисером.

Юбки шили из ситца или шерсти, широкие, на шнуре — учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски — «подол». Нижние юбки надевали под ситцевые, сати-новые юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя, была обязательно белой.

Важной деталью был фартук. Казачки его надевали поверх юбки.

Особенностью казачьего женского костюма были накидки на голову. Казачки носили платки или колпаки.

Молодые девушки носили косу и вплетали в нее разноцветные ленты. Замужние женщины закручивали в узел на затылке косу и надевали шлычку. Шлычка — маленькая шапочка, собранная на тесьме.

Чувяки — мягкая кожаная обувь без каблуков, кожаные тапочки с закрытой пяткой. Их изготавливали из кожи буйволов и быков. Вырезали из кожи кусок, соответствующий размеру ноги, и, проделав петли, перевязывались кожаными ремешками, на манер лаптей, которые носили с вязаными носками, а так же чирики — туфли с гладкой подошвой вырезом сверху, которые носились на шерстяных чулках.

Праздничной обувью считались черевики —женские остроносые башмачки на каблуках. Шею украшали бусами и монистами, украшениями из янтаря

— Сейчас я предлагаю девочкам поиграть в интересную игру.

Игра «ДОСТАНЬ ПЛАТОК»

Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого – платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удается, тот и победитель, который становится водящим. Игра продолжается.

Костюм казака складывался веками. Рубаха – основа мужского

казачьего костюма.

Рубаха шилась длинной, почти до колен, с прямыми рукавами.

Украшали рубахи вышивкой по подолу и по краям рукавов, на

груди. рубаха заправлялась в шаровары. Первоначально носили рубахи –

«голошейки» с разного типа горловинами. Применяли в вышивке

шов – мережку. Затем стали носить бешмет. Бешмет носился навыпуск.

Шаровары шили на очкуре (шнурке, поскольку застежки из пуговиц и

крючков не выдерживали джигитовки. Шаровары – очень широкие в

бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени штаны, ведь в

узких на коня не сядешь, да и ноги будут натирать, и движения всадника

сковывать. Шили одежду казаки из атласа и бархата.

Казаки носили черкеску черного цвета. Она похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Рукав черкески имел яркую подкладку. Из глубокого выреза виднелся бешмет. На груди черкески нашивали подкладку для газырей. Верхушки газырей украшали серебряной накладкой. Башлык (капюшон с двумя длинными концами) Башлык представлял собой квадратный островерхий капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею. Как правило, башлык располагался на плечах казака, закрепляясь тонким шнурком за его шею.

Бурка-верхняя одежда в виде плаща – накидки без проемов для рук, валяная из грубой шерсти. Она защищала от дождя, снега, холода, жары, ветра. На привале служила подстилкой и одеялом одновременно. Бурка надетая на плечи маскировала оружие и спасала его от сырости. Головным убором казаку служила папаха – барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная, с суконным тумаком, падавшим набок в виде клина.

Существовало большое разнообразие сапог. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков-ичиги.

Кинжал и сабля вешались к поясу казака.

-А сейчас мы посмотрим, какие ловкие наши мальчики. Я предлагаю мальчикам поиграть в игру.

Игра «КАЗАЧЬЯ»

В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик – «боевой конь», верхом на «коне» — командир с красным флажком.

Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх.

По сигналу воспитателя командир соскакивает с «коня», кладет флажок и становится в общий круг. Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и идут по кругу за командиром. Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в нее. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня». Выигравший становится командиром.

В Кубанской вышивке используется основных три цвета: белый, черный и красный. Белый цвет означает цвет, на котором зарождалась жизнь. Черный – цвет Кубанского чернозема. Красный – цвет любви к жизни

Вышивали гладью, крестом, строчкой, изображая геометрический, растительный, животный и предметный орнаменты.

Женские рубахи украшали вышивкой по рукавам, подолу, предплечью, мужские – по вороту.

Полотенцами украшали в доме окна, зеркала, красные углы, стены во время свадьбы. И красовались на этих рушниках диковинные птицы, травы, расцветали чудесные цветы. Люди верили, что такой рушник обладает волшебной силой охранять благополучие и счастье семьи.

Воспитатель: В наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи. Но Кубанские народные костюмы достались нам в наследство от предков, они продолжают жить, как живы до сих пор предметы кубанских народных ремёсел.

В музеях бережно хранятся костюмы, которые изготовили старые мастера и они уцелели до наших дней. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками. В нашем крае постоянно проводятся праздники с участием Кубанских казачьих коллективов.

А сейчас давайте заведем хоровод.

Кубанская хороводная игра «У Василки – у казаченьки».

Дети идут по кругу, выполняя движения в соответствии с текстом.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте скажем нашим гостям: «До свидания!»

Проект по приобщению детей к истокам культуры кубанских казаков «Кукла в кубанском костюме» Проект по приобщению детей к истокам культуры кубанских казаков. подготовительная группа «Фантазёры» воспитатель: Л. Н. Макеева «Кто в куклы.

Интегрированное занятие для подготовительной группы «Приглашение казаков» Подготовила музыкальный руководитель Гумирова Марина Леонидовна Интеграция образовательных областей: Социализация. Музыка. Познание Коммуникация.

Картотека кубанских народных игр. Игровая деятельность — главная в дошкольном мире. Среди множества игр, народные игры занимают особое место. Они имеют многовековую историю,.

Конспект НОД «Быт Донских казаков» Подготовила и провела воспитатель Крикущенкова В. П с воспитанниками старшей группы Задачи: * Закреплять представление детей о быте и укладе.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Семейный уклад казаков» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье. Познание — Помочь детям понять родственные отношения.

Образовательная ситуация на тему «Традиции и обычаи кубанских казаков» Конспект составлен и проведен в рамках инновационного проекта «Организация сетевого взаимодействия и социального партнерства через создание.

Ознакомление дошкольников с историей и традициями донских казаков Современное образование, начиная с дошкольного возраста, создаёт возможности для ребёнка не только усваивать внешние признаки мира, но и.

Проект «Казаков много не бывает, но мало не покажется!» Пояснительная записка Что в жизни бывает красивей, Чем юности цвет по весне. И спелое поле России. В казачьей моей стороне? Иван Варавва.

Конспект занятия «Традиции и обычаи казаков юга России» Цель. Знакомить с жизнью, традициями и обычаями казаков. Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Материал. Старинные фотографии.

Конспект занятия «Жизнь и труд казаков» Цель: -познакомить детей с орудиями труда казаков; -расширить знания детей о жизни и быте первых поселенцев-казаков; Задачи: -продолжить.

Читайте далее:
Оцените статью
art-textil.ru
Добавить комментарий

тринадцать + 20 =